Ознакомьтесь с нашей политикой обработки персональных данных
  • ↓
  • ↑
  • ⇑
 
15:28 

Для чего все это затевается

Осмысление окружающей действительности. Насколько увлекательное, настолько же и безнадежное занятие. Количество возникающих при продвижении вперед вопросов прямо пропорционально затраченному на мыслительную деятельность времени. Вы как будто надуваете большой шар, и чем больше прилагается усилий в этом действии, тем больше площадь соприкосновения с неосмысленным. Да и сам объект познания представляет собой скорее аморфное образование, чем раз и навсегда застывшую форму.
Старого Эйнштейна очень мучил вопрос: «Как меняется Вселенная, когда на нее глядит мышь?». Воспринимающий меняет воспринимаемую картину, и истина как всегда будет где-то сбоку.
И тут появляется спасительная частичка «но» - хлипкий мостик между «безнадежно» сейчас и «может быть» в будущем. Постараемся по нему проскочить и мы, пока очередная порция вопросов не разрушит его окончательно.

22:07 

Исходная позиция: Окружающий нас мир - есть комплекс ощущений

Человечество в лице своих философов и мыслителей уже давно догадывалось, что весь окружающий нас мир не более чем комплекс ощущений. Точнее сказать индивидуальный мир индивида – есть комплекс его ощущений.
А., которого так нещадно ругал В.И. Ленин в «Материализме и империокритицизме», ударившийся в крайность и считавший, что материального мира не существует вообще, не был первопроходцем. Задолго до него эту же точку зрения проповедовало одно из направлений буддизма.
Увы, они слишком расширили этот принцип на всю окружающую действительность. Поэтому и ставил древних индийцев в тупик вопрос, что веревка, принятая в потемках за змею от этого змеей не становится.
Однако, все встает на свои места, ежели оставим этому утверждению только чувственную сторону жизни человека. Точнее – эмоционально-чувственному восприятию окружающей действительности.
Смею утверждать, что события, эмоционально нас не затрагивающие чужды нам и как бы мертвы. Это некий фон, белый шум, сопутствующий нам всю жизнь.
Война, прочитанная в газете или увиденная в телевизоре, еще не есть война. Это мертвая война. Она станет для нас реальностью, когда соотнесется с прошлым опытом. Когда сидишь трое суток без тепла и света в подвале, каждый миг находясь на грани жизни и смерти, начинаешь терпимее относиться к беженцам.
Обобщая сказанное – описываемое, увиденное в большинстве случаев для нас только тогда начинает существовать, когда соотносится с нашим прошлым эмоциональным опытом.

14:31 

Что дальше

Итак, мы определились с основным положением: весь окружающий нас мир – это комплекс ощущений (при этом никто не отрицает его материальность).
Постараемся развить эту мысль в нескольких направлениях:
1. Анализ ощущений как таковых
2. Воспитание ощущений
3. Апокалипсис человечества
Последний пункт также имеет отношение к заявленной теме и будет содержать проектирование будущего Homo Sapiens.
Замыкаться в рамках одной пускай и обширной темы достаточно скучный (по крайней мере для меня) процесс, поэтому иногда я буду позволять себе лирические отступления по поводу ... и без всякого повода.

P.S. Но почему в виде дневника? Более того – открытого дневника.
Во-первых, лень (та которая двигатель прогресса), имманентно присущая мне, как и всякому Homo…, всячески отговаривает меня от системной деятельности. И надо что-нибудь придумать, что бы давило на совесть и заставляло сесть за компьютер.
Во-вторых, дурной пример заразителен. Я имею ввиду дневник Константина Крылова. (Жаль что сайт «Традиции» похоже канул в Лету).
А, в-третьих, (last but not least) мне нужно «сопротивление» - оппоненты, отвечая которым «мелькнет новое чувство, а в нем и новая мысль» (бессмертный Федор Михайлович!).

19:14 

О маркетинге как способе мышления

В предпоследнем номере «Эксперта» опубликовано интересное интервью с Самвелом Аветесяном. После прочтения статьи назвать его маркетологом как-то не поворачивается язык. Скорее, человеком мыслящим добавленными ценностями продукта.

Наиболее известные раскрученные им рамки сделаны по заказу Олега Тинькова.

Это, соответственно, «Дарья», «Тинькофф», «Т».

Несколько цитат, которые заинтересовали.

«В классическую эпоху маркетингом называли «маркетинг микс», 4Р (product, price, place, promotion). Тогда Котлер был востребован рынком и адекватен ему.

Сейчас он как азбука. Как минимум методологически некорректно возвращаться к изучению азбуки во втором или в пятом классе.

Я своим студентам категорически запрещаю читать книги по маркетингу. Это жмых, мертвое знание. Там нет энергетики. Зачем тратить ценное время на чтение всех этих умозрительных спекуляций? Я им советую читать философов - клиницистов нашей эпохи: Бодрийяр, Лиотар, Лакан, Фуко, Барт, Деррида, Жижек, Лосев, Бахтин, Мамардашвили. Их труды помогают следить за мыслью. А в книгах о маркетинге мысли нет. Маркетинг - это умение донести идею. Как можно читать книги, где нет идеи, а есть только эпигонство. Маркетингу можно научиться только во время самого процесса маркетинга. То есть на практике.

Кейс-стади - это попытка приближения к творчеству, имитация творчества, пантомима трупа. Повторять чужой успех по закону творчества невозможно. Творчество - это всегда тайна. По Платону, творчество - процесс перехода от небытия в бытие. Все новое уникально. По моему мнению, классический маркетинг уже умер. Да здравствует новый маркетинг.

Произошла смена поколений потребителей. Было поколение, выросшее на книгах, следующее - на телевидении, третье - на интернете. Сейчас на подходе "поколение Большого пальца", растущее на мобильных телефонах. Телефон все больше становится инструментом невербальной коммуникации.

Например, тот же телефон сейчас никто не рекламирует как средство общения. В рекламе он предстает как бижутерия или фотоаппарат, как предмет роскоши, определяющий социальный статус владельца. Его утилитарная природа очевидна, а вот дополнительная информация, которая закладывается в виде знака, дополнительного значения вещи, - это как раз дело маркетолога. Маркетинг - это система инструментов, знаний, процедур, которая занимается кодировкой, перекодировкой, манипуляцией значениями.

Еще в начале шестидесятых годов Ролан Барт выявил двойственную природу вещей, товаров. Вещь не только имеет утилитарную целесообразность, она также является источником информации и инструментом коммуникации. Как только рынок насыщается, все йогурты становятся одинаково полезны. Задача - дать йогуртам или пельменям дополнительную ценность.

"Тинькофф" возник фактически с нуля. Это в чистом виде "творчество по Платону". Три года назад начинался этот проект. А сегодня он продан за 201 миллион долларов - выходит, что ежедневно его стоимость повышалась на 180 тысяч долларов. За счет чего? За счет проданного пива? Нет. За счет того, что ценности, которые были заложены в бренд, очень привлекательны конкретной группе потребителей.»

«Отсылаю вас вновь к работам Барта о мифологии. Онтологически в природе человека заложено, что человек сначала желает, верит, а уже потом пытается рационально объяснить то, чего пожелал и во что поверил. Шопенгауэр говорил: "Человек желает, а затем лишь познает то, что желает". Миф на самом деле первичен. Миф утешает человека, помогает мириться с абсурдностью и несовершенством миропорядка.»

«Это еще одно из заблуждений: вот это название не подходит этому продукту. Если абстрагироваться от смысловых ассоциаций, то любое название - это набор звуков. Так вот, одна из задач маркетолога - дать этим звукам новый смысл. Я предлагал одной компании выпустить растительное масло из фиг, они же инжир, - "Фиговое масло". Другим предлагал для сливочного масла название "Дуреха". Испугались, а зря. Если говорить о едва уловимых тенденциях, то сегодня в моде fun и простота, а не пафос.

Вообще то, что маркетолог занимается управлением брендом, - это лукавство. Все как раз наоборот: это бренд как идея, как система ценностей, управляет менеджером. Управление брендом - это развитие ресурса, заложенного в бренд при рождении.

Вот у "Бочкарева" была очень простая и понятная кодировка. Правильное пиво. Он позиционировался на правильного мужика с правильной компанией, баней и правильным пивом. "Бочкарев", судя по почерку, создавался предпринимателями интуитивно. "Бочкарева" купил "Хайнекен". Наняли директора по маркетингу, который говорит на их языке, имеет МВA, такой "бройлерный менеджер". И он решил, что вот сейчас начнет управлять брендом. Организовал тендер среди сетевых рекламных агентств, выбрал самое сетевое из них. И те сделали рекламу, где двухметровые рафинированные голландцы синхронно и чарующе собирают хмель. Продажи пошли вниз. "Правильный мужик", видимо, просто не понял. Пришлось вернуться к правильной рекламе с "правильной баней у реки".

«Предприятие существует ровно столько, сколько та вещь, которую оно производит, востребована на рынке. А компания занимается производством идей.

Nokia возникла сто лет назад как лесопилка, потом занималась галошами, потом телевизорами, сегодня - телефонами. Я не исключаю, что скоро они перестанут производить телефоны, потому что они, как йогурты, у всех одинаковые, и займутся, скажем, SMS-контентом.»

«Идеи, кстати, с библейских времен остались те же. Просто упаковываются по-разному.»

«Слушать рынок. Вот композитор пишет музыку. Она же не просто так родилась! Он слушает природу. Гекзаметр, греческая метрика стиха, знаете откуда произошел? Это метрика волны, набегающей на берег. Все гармонии и музыкальные лады существуют в природе. Просто большинство слышит сумбур, а некто - мелодию. Композитору надо иметь музыкальный слух, чтобы слышать природу. А маркетологу необходим абсолютный маркетинговый слух. Он должен слушать шум времени и улавливать нужные ноты. Естественно, должно быть креативное начало, мозги должны быть. Если правильно услышишь, то сможешь и правильно сказать.»

«Мы же живем в постиндустриальную эпоху, основным символом которой является неограниченное потребление. Иконой такой потребительской гонки и стал бренд. Через потребление брендов сегодняшний человек пытается решить все тот же вопрос осмысления себя и всего сущего. Потребление стало тотальным, потребляются не только и не столько вещи, а символы.

Какая эпоха придет на смену? Мне кажется, что только после тотального истощения природных и человеческих ресурсов, когда потреблять будет уже нечего, человек задумается о переходе с потребительского способа жизнедеятельности на творческий, созидательный. В основе созидательной деятельности - любовь. Своеобразным символом новых отношений станет отношение человека к корове. Пока вы не дадите корове ласки, заботы - вы от нее ничего не получите. Сегодня богатство России строится не на созидании, а на эксплуатации природных ресурсов. Иначе говоря, мы насилуем природу-мать, вместо того чтобы ее любить...»

«Что до качества, то оно очень конкретно. Если я доволен жизнью - она качественная. Если в "Шевроле-Ниве" появятся кондиционер или подушки безопасности, то эта машина станет некачественной - из-за неточного позиционирования. Для того потребителя, на которого рассчитана "Нива", эти дополнительные функции бесполезны. И получается, что он переплачивает. Качество - это когда вы на сто процентов удовлетворяете ожидания потребителя. Например, этот телефон (показывает довольно простой аппарат) для меня более качественный, чем телефон с большими наворотами. Выпустите телефон с одной функцией за двадцать долларов, простой, как зажигалки BIC. Для многих это будет суперкачественная вещь.»

«Говорить "это морально, а это нет" понятийно некорректно: морально с точки зрения какой личности, какого социума? Кроме того, сама по себе мораль - это вечно опаздывающая категория. Она консервирует те отношения, которые уже сложились, и в момент формирования уже не отражает реальность. Мораль и создание нового - это антагонизмы. Все новое аморально, оно приходит на смену старому только в виде конфликта, шока и провокации. Во времена Коко Шанель носить брюки было пощечиной общественной морали.»

«Место: основной вопрос дистрибуции, максимальная близость к конечному потребителю, решается через понимание, что самый короткий путь - это присутствовать у него в голове в виде идеи. Продвижение: реклама тоже двигается в сторону "исчезновения". Она должна стать не просто ненавязчивой, но не идентифицируемой потребителем. В целом маркетинг должен исчезнуть, чтобы стать всесильным.

Маркетинг должен прийти к тому, чтобы объект манипуляции не догадывался о манипуляции. Это своеобразная Матрица. Хорошо это или плохо, я не знаю. Я надеюсь, что я не доживу до этого.».

@темы: Аветесян, маркетинг

16:10 

Размышления по поводу интервью Самвела Аветесяна -1

«Идеи, кстати, с библейских времен остались те же. Просто упаковываются по-разному.»

Человечество, по-моему, уже давно испытывает дефицит идей. Я не склонен доходить до крайностей Борхеса в мировой библиотеке которого сначала в книгах повторялись слова, затем целые фразы и в конечном итоге весь текст, но то что человечество оперирует конечным набором идей – непреложный факт. Каждый век просто по разному их интерпретирует или, как правильно указал Самвел, упаковывает.
Читать «Путешествия Гулливера» неимоверно скучно, особенно главы посвященные нравоучениям и принципам построения власти, но это вечный бестселлер детской и не только детской литературы. Каждый век берет из этой книги то что ему нравится и делает свою «обертку».
Если книги – это все-таки консервативный продукт, имеющий иногда значительный жизненный цикл, то в кино «старение» происходит гораздо быстрее. На фильмы содержащие хоть какую-то значительную идею обязательно через 10-15 лет делается римейк, а иногда и гораздо раньше.
Может быть стоит сделать этакий мировой свод идей и описать все возможные действия с ними по образцу препарирования сказок Проппом? Было бы минимум забавно, а максимум поучительно.

@темы: Аветесян, маркетинг

18:42 

Размышления по поводу интервью Самвела Аветесяна -2

«Я своим студентам категорически запрещаю читать книги по маркетингу. Это жмых, мертвое знание. Там нет энергетики. Зачем тратить ценное время на чтение всех этих умозрительных спекуляций? Я им советую читать философов - клиницистов нашей эпохи: Бодрийяр, Лиотар, Лакан, Фуко, Барт, Деррида, Жижек, Лосев, Бахтин, Мамардашвили. Их труды помогают следить за мыслью. А в книгах о маркетинге мысли нет. Маркетинг - это умение донести идею. Как можно читать книги, где нет идеи, а есть только эпигонство.»

Самвел затронул очень интересный вопрос – формирование бизнес-мышления.
В чем его суть?
Прежде всего, в умении выстраивать на понятийном или интуитивном уровне цепочку из последовательности действий от поставленной цели до настоящего положения. Мы стремительно вошли в эпоху «клипового» мышления.

С.Б. Переслегин в своей статье «Стратегия для русского образования» так охарактеризовал его суть (несколько выдержек):
...«клиповое мышление» оперирует только смыслами фиксированной длины: оно даже теоретически не поддерживает «протоколы» работы с семиотическими структурами произвольной сложности. Как следствие, в «клиповых» странах происходит первичное упрощение информационного пространства, что с неизбежностью приводит к утрате связности индивидуального мышления...
... современные школьники-старшеклассники теряют навык работы и с такими понятиями, которые умещаются в один смысловой домен.»

Первичным следствием клиповости является сокращение потребности в чтении книг. Книги требуют большего напряжения воображения – мысленного воссоздания описанного словами образа или действия. При просмотре кинокартины или TV необходимо гораздо меньшее количество интеллектуальных затрат на восприятие информации. Более того – это управляемое восприятие.
Как вывод из всего выше сказанного – для формирования бизнес-мышления необходимо читать больше книг.

Второй вывод – необходимо научиться нестандартно мыслить. Серьезным преимуществом на любом рынке является эксклюзив, проще говоря то, до чего еще никто не додумался и, если все-таки додумался, то таковых еще относительно мало и ты успеешь занять место в первом ряду.
Постиндустриальная эпоха в Америке наступила, когда в результате естественного взросления в бизнес пришли бывшие хиппи, которые принесли с собой не только иной взгляд на мир, но и иную глубину мышления, воспитанного на «Алмазной сутре». Наверное, каждый чтобы чего-то достичь в этой жизни должен пройти через период «бродяг дхармы».

Следующая важная составляющая – умение выделять принципы и строить на их основе анализ ситуации и потребностей. Вот для этого как раз и необходимо читать философов. Именно в этих трудах в наиболее ярко выраженной форме предпринимается попытка восхождения от общего к частному. Хотя, честно сказать, я не позавидую тем, кто с ходу попытается осилить, например, ранние работы Лосева. Через 20 страниц уже читаешь только, чтобы доказать себе, что ты не полный дурак, ни черта не понимающий в тексте, который, как регулярно утверждает автор, очень легок для понимания. Особенно сильный шок наступает после примеров, которые по идее должны разъяснить предыдущий текст, на самом деле еще более запутывая.
На самом деле «мыслящих» философов не так уж и много. Большинство из них прячется за терминологией часто «загоняя кобылицу смысла» в глубокие дебри словесных лесов. Из современных российских, абстрагируясь от их политических воззрений, можно назвать кроме упомянутого Переслегина, Константина Крылова и Дугина. Больше как-то не попадалось.

@темы: Аветесян, маркетинг

02:18 

Размышление о творчестве

Творчество - это всегда тайна. По Платону, творчество - процесс перехода от небытия в бытие. Все новое уникально.

Прекрасную иллюстрацию творчеству дал Кролик (а может и не Кролик?) в Алисе, которая побывала в странной стране. В свободном пересказе его высказывание звучит примерно так. Когда ищешь что-нибудь нужное, обязательно попадается не то, что ищешь. Поэтому всегда надо искать что-нибудь другое. (В логике не откажешь!).
Творчество – это всегда вечное «другое». Можно написать план. В этом месте произойдет то-то, в этом – другое, но когда рука начинает водить ручкой по бумаге, почему-то получается совсем не то, что задумал.
Творчество – это всегда пограничное состояние между явью и сном. Бодрствование на яву. И важно не выйти за границу этого сна, полностью отдаваясь течению мысли. Или образов. (Вот почему так важно писать от руки!). Со временем уже сам перестаешь понимать, то ли ты управляешь ими, или они действуют самостоятельно, по собственному разумению.

«Однажды Чжуану Чжоу приснилось, что он – бабочка. Он наслаждался от души и не сознавал, что он – Чжоу. Но вдруг он проснулся...
Проснувшись, Чжоу не мог понять: снилось ли Чжоу, что он – бабочка, или бабочке снится, что она – Чжоу...».

@темы: Аветесян, маркетинг

19:09 

Размышление о мифе

Отсылаю вас вновь к работам Барта о мифологии. Онтологически в природе человека заложено, что человек сначала желает, верит, а уже потом пытается рационально объяснить то, чего пожелал и во что поверил. Шопенгауэр говорил: «Человек желает, а затем лишь познает то, что желает». Миф на самом деле первичен. Миф утешает человека, помогает мириться с абсурдностью и несовершенством миропорядка.

Вначале было желание – смутное ощущение какой-то недостаточности, которое, накапливаясь где-то глубоко внутри, наконец находит форму воплощения. Как будто кто-то постоянно примеряет цепочку связей нейронов к имеющимся шаблонам (памяти) пока соответствие не достигнет критического значения. После этого мы начинаем желать конкретную вещь, артефакт, ощущение, образ. Но желаем мы то, что находится в нашем воображении-памяти – миф. И это уже само по себе имеет ценность, т.к. далеко не все желания могут и должны удовлетворяться.
Воображаемое удовлетворение всегда несет в себе частичку реального и в этом его притягательная сила. Она играет роль ширмы, стоящей между миром и хрупким «я» не позволяя последнему каждый раз пораниться об острые углы мироздания.
Почему образ на открытке всегда притягательней, чем в действительности? Потому что он изначально ограничен границами рамки и достроен мифом – нашим воображением. Огромная, давящая со всех сторон реальность почти не оставляет места воображению и только единицы умеют видеть частное в общем и концентрируясь на нем воссоздавать миф. Отсюда постоянное разочарование от несоответствия увиденного и сфотографированного.

@темы: Аветесян, маркетинг

20:01 

Размышление об утилитарной ценности

Еще в начале шестидесятых годов Ролан Барт выявил двойственную природу вещей, товаров. Вещь не только имеет утилитарную целесообразность, она также является источником информации и инструментом коммуникации. Как только рынок насыщается, все йогурты становятся одинаково полезны. Задача - дать йогуртам или пельменям дополнительную ценность.

По-моему, спорная мысль. Магистральное направление маркетинга – уход от утилитарной целесообразности в область символов и значений, сыграл с ним злую шутку. Посмотрите на рекламу автомобилей в деловой прессе. Машины на фоне горы, полей, лесов и т.д. Происходит обращение к чувствам там, где это не играет главенствующей роли. Люди с бизнес-мышлением не занимаются разглядыванием картинок, тем паче, что в одном ценовом диапазоне все машины (даже по дизайну) практически одинаковы. В информации об автомобиле необходимо обращаться не к чувствам, а давать описание потребительских характеристик, закрывающих потребности владельца. Не лишним будет привести и совокупную стоимость с учетом страховки, часто обязательной, и обслуживания.

@темы: Аветесян, маркетинг

00:57 

Об Александре Башлачеве

Жаль, что увидел только концовку фильма об Александре Башлачове.

Поразила мысль, высказанная, по-моему, Шевчуком. Сейчас мы вошли в «культурный брежневский застой». Помнится, был тогда певец (уже не вспомню как его звали), и он всю жизнь пел «Увезу тебя я в тундру». Сейчас песен может быть с десяток, но суть от этого не меняется. Нечто среднее, приятное для девочек до 14 (только без обид).

Высоцкий, Башлачев сегодня были бы невостребованными маргиналами. Они не смогли бы сегодня жить. Глядишь на сегодняшнего Бутусова, Гребенщикова и понимаешь, что надо вовремя умирать или уходить. Нет ничего страшнее, чем пережить своих детей. Наверное, нечто подобное испытываешь, когда переживаешь свою славу.

Хотя, все мы сильны задним умом.

@темы: Музыка

01:54 

В начале было слово?

«В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог».

Выходит Б-г вначале самоидентифицировался. Но, если мир еще не был сотворен, то в чем смысл этого акта? Кто мог услышать это Слово?
Хотя должен ли был кто-то слышать его. Слово приравнено к акту творения и, по идее, произнеся его, Бог пронизал все творимое своей сущностью.

Второе и последующие слова уже ничего не могли добавить к первому, даже если они и были «произнесены» Б-гом, потому что первым уже было сказано всё. Хотя, произносил ли Б-г еще что-нибудь? Если оставаться в рамках человеческого целеполагания, то это было излишне.
Нет. Скорее всего произносил. По крайней мере, в человеческой интерпретации, в которой Б-г создает только дуалистические сущности. Добро – зло, теплое – холодное... Он создает Меру через отрицание созданного. Произнеся Слово-творение, он должен был произвести его антипод. И необязательно это должно было быть слово-антитворение, слово-аннигилятор. Произнеся второе слово, которое уже ничего не могло добавить к первому, он просто ввел еще один оттенок сущности – девальвацию смысла. И чем дальше мы отдаляемся от первого Слова, тем больше наши слова перестают что-то выражать и обозначать, влиять, звать...
Даже периодические всплески пассионарности не могут очистить те наросты коросты, которыми обросли словоизвержения. «Слова для кухонь, слова для улиц».
Почему человечество столько сил потратившее на поиски философского камня, не озадачилось поиском слова-творителя. В принципе, это одно и то же.
Хотя, в общем-то, понятно. Золото никогда не было металлом от бога, скорее наоборот. А обладатель слова-творения приравнивался к Творцу. В нас генетически заложен страх перед гневом божьим, который за историю человечества принимал столь изощренные формы, что зависть богов видится в каждом ударе судьбы.

@темы: Размышлизмы, Литература

15:00 

Смысловые ассоциации

Это еще одно из заблуждений: вот это название не подходит этому продукту. Если абстрагироваться от смысловых ассоциаций, то любое название - это набор звуков. Так вот, одна из задач маркетолога - дать этим звукам новый смысл. Я предлагал одной компании выпустить растительное масло из фиг, они же инжир, - «Фиговое масло». Другим предлагал для сливочного масла название «Дуреха». Испугались, а зря. Если говорить о едва уловимых тенденциях, то сегодня в моде fun и простота, а не пафос.

Слово – есть набор звуков, последовательность колебаний в диапазоне от .... (ультразвук) до ..... (инфразвук).
Почему одни наборы звуков у нас ассоциируются с одним предметом или понятием, а другие – с другим. И почему два народа живущие буквально рядом говорят на разных языках? Почему французы, англичане, немцы, имеющие практически одинаковое физиологическое строение, одни и те же предметы обозначают разными наборами звуков? И не просто разными, а кардинально разными. И нет никаких предпосылок для объединения или сближения этих языков.
Воистину поверишь в миф о Вавилонской башне.
И что определяет окончательный вариант набора звуков для обозначения того или иного нового явления или предмета? Мы не говорим о соединении понятий паро-воз, паро-ход, само-кат. Но «самокатом» первоначально назывался велосипед, а «самолет» обозначал легкомысленного человека.

В сборнике «Пощечина общественному вкусу» Велемир Хлебников в своем «Образчике словоновшеств в языке» предлагал следующие неологизмы к слову авиатор.
Летатель, полетчик, летун («Летун отпущен на свободу…»), летай, лтец, летавица, леточи (для пассажиров). Однако прижилось совсем другое слово – летчик.

Почему? На какие глубинные образы и понятия опирается народ, соотнося определенный набор звуков с тем или иным предметом? Или это прорываются наружу смыслы из второго, третьего слоев языка, которые в обиходе заменяют общераспространенные понятия. Ведь любой язык, в сущности, представляет собой многослойный пирог, где каждый локальный социум создает свои локальные словоотображения. Эти слои не предназначены для выражения сложных понятий или передачи больших массивов информации. Они скорее служат для эмоционального описания действительности или упрощения ее, сведения до универсального восприятия большим количеством субъектов.
Любой предмет можно обозначить новым набором звуков. Но только когда эти звуки соотнесутся с некими глубинными основами восприятия – они приживутся в языке.

Самвел не совсем прав. Глубинные, непонятные нам внутренние законы языка сопротивляются произвольному наименованию сущностей. Не соотнесенные, с пускай интуитивно нащупанными, основами мировосприятия неологизмы или необычные названия, конечно, имеют право на существование, но, скорее всего, в течение незначительного промежутка времени.

@темы: Аветесян, маркетинг

13:31 

Компания производящая идеи

«Предприятие существует ровно столько, сколько та вещь, которую оно производит, востребована на рынке. А компания занимается производством идей.
Nokia возникла сто лет назад как лесопилка, потом занималась галошами, потом телевизорами, сегодня - телефонами. Я не исключаю, что скоро они перестанут производить телефоны, потому что они, как йогурты, у всех одинаковые, и займутся, скажем, SMS-контентом.»


Производство идей, по-моему, высшая форма предпринимательской деятельности. Вопрос только в том, насколько владельцы бизнеса могут абстрагироваться от действительности, чтобы общие принципы выразить в конкретных продуктах. Пока я не могу представить, что объединяет доски, галоши, телевизоры и телефоны?
Хотя, может быть, это просто семейство неуспокоенных производителей и им периодически наступает скучно делать «одинаковые йогурты». Даже не скучно – противно. В их геном явно затесался ген периодического насыщения действительностью. :)

@темы: маркетинг, Аветесян

18:49 

Слушать и слышать...

«Слушать рынок. Вот композитор пишет музыку. Она же не просто так родилась! Он слушает природу. Гекзаметр, греческая метрика стиха, знаете откуда произошел? Это метрика волны, набегающей на берег. Все гармонии и музыкальные лады существуют в природе. Просто большинство слышит сумбур, а некто - мелодию. Композитору надо иметь музыкальный слух, чтобы слышать природу. А маркетологу необходим абсолютный маркетинговый слух. Он должен слушать шум времени и улавливать нужные ноты. Естественно, должно быть креативное начало, мозги должны быть. Если правильно услышишь, то сможешь и правильно сказать.»

Все земные животные пользуются той природой, которая их окружает. Только человек синтезирует вокруг себя новую реальность. Но человек – часть природы, а значит первичные законы и гармоники заложенные в природе присущи и ему. Может ли человек изобретать новые законы красоты, может ли он изобрести, к примеру, еще одно золотое сечение. Вероятно да, соотношений может быть множество, но только одно описывает соразмерность человеческих органов и спираль улитки или подсолнечника.
Абстрактная живопись может быть двух видов. Одна – от природы. Художник глядит на закат солнца и наносит на холст или бумагу череду цветных линий. Получился абстрактный рисунок, но имеющий свою «природную первооснову». (По-моему, что-то на эту тему я читал в «Башне из черного дерева» Фаулза).
Второй тип – от головы. Случайные сочетания, подтеки от растекающейся по холсту красок. Вероятно, когда наступает насыщенность реализмом и такой вид живописи становится востребованным, но не надолго.
Как-то я увидел альбом Пикассо, где в небольших клеймах в приложениях был приведен весь кубический ряд. Оказывается, он начинал с вполне реалистического портрета и только через пятнадцать-двадцать полотен-итераций приходил к своему нагромождению кубов, овалов и прочих геометрических конструкций. Интересно, что в конечном полотне без труда угадывается оригинал.
В природе действительно заложен ряд пропорций и гармоник и только единицы могут воспринимать их «из первоисточника». Они становятся их проводниками в мир людей, строя на их основе всевозможные отображения на человеческое окружение. Не знаю, должен ли обладать этим даром маркетолог. Все-таки «гармонических сталкеров» рождается единицы, а маркетологов гораздо больше. Скорее всего, как в любом виде искусства должны существовать первооткрыватели новых направлений, в которые устремляются множество последователей и эпигонов, вытаптывающих своими тяжелыми ботинками все живое. В конечном итоге наступает насыщение, и все переходят в период ожидания нового мессии.

@темы: Аветесян, маркетинг

18:55 

Всесильная Матрица маркетинга

«Место: основной вопрос дистрибуции, максимальная близость к конечному потребителю, решается через понимание, что самый короткий путь - это присутствовать у него в голове в виде идеи. Продвижение: реклама тоже двигается в сторону "исчезновения". Она должна стать не просто ненавязчивой, но не идентифицируемой потребителем. В целом маркетинг должен исчезнуть, чтобы стать всесильным.
Маркетинг должен прийти к тому, чтобы объект манипуляции не догадывался о манипуляции. Это своеобразная Матрица. Хорошо это или плохо, я не знаю. Я надеюсь, что я не доживу до этого».


Последняя фраза оправдывает Самвела. Суть Матрицы заключается в замене реальных ощущений внушаемыми. Самое неприятное в этом, что человек поддается такому внушению.
Знаменитый опыт Пиаже. Всем детям дают сладкую кашу, а одному – соленую. Но он присоединяется к общему мнению – каша сладкая.
В принципе, если много раз повторять этот опыт, то может закрепиться рефлекс, и человек будет воспринимать соленую кашу сладкой. Перефразируя Самвела можно сказать, что Великая Цель Маркетинга – превратить нас в некое подобие Собаки Павлова, которая выделяет желудочный сок (заданным образом реагирует на брэнд) при включении лампочки. Мы даже не будем осознавать первопричину реакции. А если учесть, что рефлексы могут передаваться по наследству, то нас ждет Общество Безграничного Потребления, бросающееся на любой товар, как только его увидит. (Может быть именно этим объясняется болезнь покупок).
Печальная картина, но вполне реальная.

@темы: Аветесян, маркетинг

16:19 

Реальное и виртуальное потребление

Произошла смена поколений потребителей. Было поколение, выросшее на книгах, следующее - на телевидении, третье - на интернете. Сейчас на подходе "поколение Большого пальца", растущее на мобильных телефонах. Телефон все больше становится инструментом невербальной коммуникации.
Например, тот же телефон сейчас никто не рекламирует как средство общения. В рекламе он предстает как бижутерия или фотоаппарат, как предмет роскоши, определяющий социальный статус владельца. Его утилитарная природа очевидна, а вот дополнительная информация, которая закладывается в виде знака, дополнительного значения вещи, - это как раз дело маркетолога. Маркетинг - это система инструментов, знаний, процедур, которая занимается кодировкой, перекодировкой, манипуляцией значениями.


На описанную проблему можно посмотреть и с другой стороны.
Потребление можно разделить на реальное и виртуальное. Что такое реальное потребление ясно из его названия. Применительно к телефонам – это использование его по прямому назначению. Придание тем же телефонам дополнительных смыслов переводит нас в плоскость виртуального потребления, потребления символов, статусности, позиционирования и т.д. Скажу более – доля виртуального потребления увеличивается. (70% трафика в Интернете приходится на эротические и порнографические ресурсы). Но это вынужденная мера.
Ситуацию можно сравнить с началом ХХ века. Главная проблема, которая занимала тогда умы – куда девать навоз. Но изобрели автомобиль, и проблема исчезла сама по себе. На мой взгляд, придание дополнительных смыслов – это решение проблемы утилизации навоза и необходимость в этом отпадет при задействовании в потреблении других ощущений – тактильных, запахов, вкуса. Точнее, отпадет до той поры, пока не произойдет насыщение уже новыми ощущениями.
Хотя, логически продолжая мысль, при воплощении в жизнь прогнозов, по которым к 40-му году научатся присоединяться прямо к нервам, т.е. отпадет необходимость в реальности для воспроизводства ощущений, виртуальное потребление вообще может стать единственным.

@темы: Аветесян, маркетинг

01:20 

О моральном и нравственном

«Говорить "это морально, а это нет" понятийно некорректно: морально с точки зрения какой личности, какого социума? Кроме того, сама по себе мораль - это вечно опаздывающая категория. Она консервирует те отношения, которые уже сложились, и в момент формирования уже не отражает реальность. Мораль и создание нового - это антагонизмы. Все новое аморально, оно приходит на смену старому только в виде конфликта, шока и провокации. Во времена Коко Шанель носить брюки было пощечиной общественной морали.»
«У человека должен быть свой внутренний моральный кодекс, прививаемый семьей, соответствующими общественными институтами, системой социальных приоритетов государства.»


Не могу полностью согласиться с Самвелом. Новое не затрагивает мораль, пока не претендует на вопросы ею регулируемые.
Мораль – есть некий свод этических норм, определяющих жизнь и поведение людей внутри конкретного социума. Соглашусь, что не бывает универсальной морали. То что считается аморальным в Европе (браки с 14 лет) на востоке – норма жизни.
Человек дуалистичен по природе своей. И только инстинкт самосохранения в виде физического или социумного существования заставляет его придерживаться определенных правил. Человек до сих пор не вырос из римской модели мироустройства: есть проблема – создай правило. Он не доверяет собственному суждению. Мы создаем правила во всех сферах жизни – законы, нормы морали, религии, обязательно дополняя их мерами побуждения к выполнению – наказанием, осуждением, отлучением. Правило в координатах человеческого миропонимания бессмысленно, если нет наказания.
Размышления Самвела относительно морали были вызваны реакцией определенных лиц на рекламный ролик «Миланские каникулы», в котором две подруги после шопинга занимаются любовью.
В настоящий момент в России отсутствует государственный моральный кодекс типа Морального кодекса строителя коммунизма. В результате каждый создает этот кодекс для себя, чаще всего опираясь на христианские нормы морали.
При этом следует различать мораль и нравственность. Нравственные законы более глубинны по сравнению с моральными. Они позволяют сохраняться человечеству как виду. Не убий, плодитесь и размножайтесь – нравственные нормы универсальные для любого социума. В этом отношении лесбо и гомо-любовь безнравственны, хотя и могут оправдываться моралью. Возможно, с развитием клонирования и выведением деторождения из женского функционала человечество снимет нравственный запрет и на эти виды любви. [Смотри Мишель Уэльбек «Элементарные частицы»].

@темы: маркетинг, Аветесян

14:45 

Бренд и любовь к коровам...

Мы же живем в постиндустриальную эпоху, основным символом которой является неограниченное потребление. Иконой такой потребительской гонки и стал бренд. Через потребление брендов сегодняшний человек пытается решить все тот же вопрос осмысления себя и всего сущего. Потребление стало тотальным, потребляются не только и не столько вещи, а символы.

Человек постоянно находится в поисках ответа на вопрос – «Кто я?». Но так как путь внешнего позиционирования гораздо легче внутреннего, то этот вопрос чаще всего сводится к самоидентификации относительно окружающего общества. Потребление брендов ставит человека на определенную общественную «полку», служит «внешним» подтверждением принадлежности к ней. И наоборот, налагает табу на места и объекты не соответствующие текущему социальному статусу.
Например, в Германии при достижении определенного материального положения не принято делать покупки в сети дискаунтеров «Aldi». Естественно, на входе в магазин никто не будет проверять уровень вашего дохода, но если вас увидят с пакетом из этого магазина, неизбежно осуждение. Сеть «Aldi» предназначена, как у нас говорят, для социально незащищенных слоев населения.
В современном мире право крови уже не играет почти никакой роли. Принадлежность к высшему сословию не определяется родом или положением родителей. Постепенно человечество перешло к новому измерителю – количеству накопленного богатства. Капитализм, борясь за свое место под солнцем, фактически свел на нет общественную значимость дворянства, тем самым установив единственный критерий статусности. Но количество денег само по себе вторично, главным становится внешнее подтверждение их наличия, в том числе через потребление брендов.

Какая эпоха придет на смену? Мне кажется, что только после тотального истощения природных и человеческих ресурсов, когда потреблять будет уже нечего, человек задумается о переходе с потребительского способа жизнедеятельности на творческий, созидательный. В основе созидательной деятельности - любовь. Своеобразным символом новых отношений станет отношение человека к корове. Пока вы не дадите корове ласки, заботы - вы от нее ничего не получите. Сегодня богатство России строится не на созидании, а на эксплуатации природных ресурсов. Иначе говоря, мы насилуем природу-мать, вместо того чтобы ее любить...

Продолжая предыдущую мысль, Самвел прогнозирует появление новой формации, где статусность будет определяться не только материальным положением, но и иными факторами, например, «количеством любви». Отчасти это проявляется уже сейчас в ставшей общим местом «социальной ответственности бизнеса» и порождении им своих ограничителей в виде экологических организаций и антиглобалистов.
Есть и более близкий нам пример из недавнего исторического прошлого. Несостоятельность советской интеллигенции проявилась в том числе и в том, что в период перестройки она не могла выработать духовных критериев статусности, что привело к общеизвестному феномену «новых русских» и фактической деградации самой интеллигенции как сосредоточия мысли и совести нации.

@темы: Аветесян, маркетинг

15:37 

Необычные произведения

Творчество любого автора подобно восхождению на гору. Все любят обсуждать первую фазу этого процесса – достижения вершины, забывая о неизбежном последующем спуске. Но речь пойдет не о неотвратимости движения вниз, а о том, что за, чаще всего непродолжительный отрезок времени пребывания наверху, рождаются произведения значительно отличающиеся от того что было создано до и, если остался срок, будет создано после. Некоторые эту вершину достигают в самом начале пути, некоторым везет больше – Б-г дарует им это перед самой смертью.

Иногда даже кажется, что автор позаимствовал у кого-то как минимум основу, настолько сотворенное по глубине отличается от всего остального. Хотя, вполне вероятно просто выплескивается наружу подспудная работа основополагающего закона бытия о переходе количества в качество и множество деталей, намеков, мыслей, разбросанных по наброскам и ранее написанному, соединяется в единую картину в момент Великого Прозрения. Последнее, как говорил Сократ, наступает, когда один из коней нашей души выбивается из общего строя, и мы на мгновение задеваем высшие сферы, чтобы всю оставшуюся жизнь мучаться воспоминаниями об этом миге.

Концентрация мысли в таких произведениях переходит какую-то неосязаемую черту и зачастую неоцененные сразу они живут долгой жизнью, периодически становясь востребованными той или иной эпохой.
Попробую перечислить некоторые из таких книг:
"Искушение Святого Антония» Гюстава Флобера;
«Дом, где разбиваются сердца» Ирвина Шоу (есть прекрасная интерпретация этой пьесы в фильме Сокурова);
«Смирительная рубашка» Джека Лондона;
«Синяя птица» Мориса Метерлинка;
«Двенадцатая ночь» У. Шекспира;
«Мастер и Маргарита» М. Булгакова.

Список можно продолжить, но не в этом суть. Где-то я читал, что типичная черта гениев – перепроизводство. Они и сами прекрасно понимают, что введут их в бессмертие 2-3 произведения, но тем не менее являют миру еще 30 томов «полуфабрикатов». Хотя, если смотреть на все это с расстояния столетий, «первые часто становятся последними» и один поворот Колеса Времени может привести, пусть собранной из тех же составляющих, но к совершенно иной картине.

Вспомнилась одна притча.

Жил в Древнем Риме, во времена императора Тиберия, один человек, и было у него два сына. Один стал воином и отправился служить на самую дальнюю окраину империи. Второй писал стихи, приводившие в восхищение весь Рим.
Однажды старику приснился сон, будто к нему явился небесный вестник и предрек ему, что слова одного из его сыновей будут известны во всем мире, и много сотен лет спустя люди будут повторять их. Старик заплакал от счастья: судьба была к нему щедра и милостива, ибо даровала высшую радость, какую только может испытать отец.
Вскоре он погиб – пытался спасти ребенка из-под тяжелой повозки, но сам попал под колеса. Поскольку жизнь он вел праведную, то прямо отправился на небеса, где повстречал вестника, явившегося ему во сне.
- Ты был хорошим и добрым человеком, - сказал тот ему. – Жизнь твоя была исполнена любви, а смерть – достоинства. Я могу выполнить любую твою просьбу.
- И жизнь была ко мне добра, - отвечал старик. – Когда ты явился мне во сне, я почувствовал, что все мои усилия были не напрасны. Ибо стихи моего сына будут переходить из поколения в поколение. Для себя мне просить нечего, но всякий отец гордился бы славой того, кого он пестовал, учил и наставлял. А потому мне бы хотелось услышать в далеком будущем слова моего сына.
Вестник прикоснулся к его плечу, и оба они в мгновение ока очутились в далеком будущем – в огромном городе, среди тысяч людей, говоривших на неведомом языке.
Старик опять прослезился от радости.
- Я знал, что стихи моего сына переживут века, - сквозь слезы сказал он. – Ответь мне, какие его строки повторяют все эти люди.
Вестник ласково усадил старика на скамейку и сам сел с ним рядом.
- Стихи, о которых ты говоришь, прославились на весь Рим, все любили их и наслаждались ими. Но кончилось царствование Тиберия, и их забыли. Люди повторяют слова другого твоего сына – того, что стал воином.
Старик воззрился на вестника с недоумением.
- Он служил в одной из далеких провинций, - продолжил тот. – И стал сотником. Он тоже был справедлив и добр. Как-то раз заболел один из его рабов – он был при смерти. Твой сын, услышав, что появился некий целитель, пустился на поиски этого человека. По пути он встретил людей, исцеленных Им, услышал Его учение и, хоть и был римским сотником, перешел в Его веру. И вот однажды утром предстал перед Ним и рассказал, что слуга его болен. И учитель – как называли этого человека – собрался идти за ним. Но сотник был человеком веры и поняв, кто стоит перед ним, произнес слова, которые не забудутся во веки веков:
«Не трудись, Господи, ибо я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой. Но скажи слово, и выздоровеет слуга мой».

Предназначение одних – творить, пусть и неосознанно, историю. Других – созерцать это либо уютно устроившись за столиком кафе, либо в качестве исходного материала в руках этих «творцов».

@темы: Размышлизмы, Литература

23:35 

Чувства и слова

М. Цветаева. Письмо к Б. Пастернаку от 23.V.26 г.
"... слово ведь больше, чем вещь: оно само – вещь, которое есть только – знак. Назвать – овеществить, а не развоплотить..."


М. Цветаева. Письмо к Р.М. Рильке, 14.VI.26 г.
"Когда я обнимаю другого, обняв его шею руками, это естественно, когда я рассказываю об этом, это неестественно (для меня самой!). А когда я пишу об этом стихи, это опять естественно. Значит, поступок и стихи меня оправдывают. То. Что между, обвиняет меня. Ложь – то, что между – не я. Когда я говорю правду (руки вокруг шеи) – это ложь. Когда я об этом молчу, это правда."


Евреи перед каждым написанием имени Б-га без огласовок (в сокращенном варианте) должны прочитать молитву и омыть руки. Полное имя произносится только священниками в дни праздников, когда их никто не слышит.
В их религии осталось преклонение перед Словом как актом творения. Не обозначения, но творения. Преклонение перед первым Словом, пронзившим собой все сущее.
И они до сих пор пытаются оградить хотя бы имя Б-га от повседневного истирания.

То, что не затрагивает чувства, неизбежно проваливается в постоянно сопровождающую нас Яму Небытия. В средневековье эмпирическим путем вывели, что, если во время казни, смотрящих на нее детей нещадно лупить, что они надолго запомнят эту сцену.
Мы повседневно потребляем груды слов только с одной целью – переработать их в своей голове, применить полученный результат и получить взамен толику чувств - в виде ли благодарности близких, собственного ли удовлетворения либо чего-нибудь третьего.

Слово всегда только часть. Одно даже мимолетное чувство требует для своего описания целые страницы оных. Умением описывать чувства подтверждается полноценность языка. До Пушкина по этой самой причине не было великосветского русского языка, его заменял французский. Он сотворил новый язык, сумев выразить до этого не выразимое.
Мне кажется, подобную революцию совершил в свое время «Аквариум». Сейчас трудно представить языковую среду того времени, но сложилось твердое убеждение, что славянская, распевная, долгая речь и рок не совместимы. Рок мог звучать только по-английски, с его рубленными фразами и короткими словами без нагромождения идущих друг за другом шипящих. И вдруг появляются Гребенщиков, Цой, которые заговорили на другом давно забытом русском. Конечно, они стояли на плечах гигантов – Высоцкого, Галича, бардов, но те не смогли сделать свой язык повседневным, а рок 80-х смог.

Но и эта эпоха уходит, неизбежно уступая место словесному застою, пока какая-нибудь очередная встряска, очередное сопротивление не обдерут со слов заскорузлую коросту.
Интересная мысль – уставший язык, переставший выражать хоть какие-то чувства, требует революций и потрясений с толпами пассионариев, отдающими свои жизни за пару маловыполнимых лозунгов.

Но человеческую речь подстерегают не только периодические спады и подъемы. Она меняется, уступая целые пласты другим способам отображения действительности. Сейчас уже не встретишь в книгах «словесных фотографий» - целых страниц посвященных описаниям природы или внешности – которыми так «грешила» литература XIX века. Современный обыватель с трудом понимает, зачем тратить несколько страниц на то, что можно один раз увидеть, забывая, что во времена творения этих произведений даже фотография была в зачаточном состоянии.
Современные книги – это поток действия. Мне уже кажется, что мы не дождемся нового Набокова, которого интересно просто читать, не важно о чем. Не дождемся книг, где словесная ткань имеет первородство перед сюжетом. Но много ли осталось людей, которые будут читать все это.
В школах скоро надо будет вводить курсы обучающих восприятию слова и умению говорить.
Но может быть это все неизбежно? Произошло просто разделение функций. Книга – для действия и сюжета, а последующая экранизация – для зрительного ряда. (Сейчас стараются экранизировать любое мало-мальски значимое произведение).
Кто знает? Пути Господни неисповедимы.

В начале было Чувство и Слово отобразившее его и по мощи равное ему!

@темы: Размышлизмы, Литература

Дневник Zatv

главная