Записи с темой: ИСТОРИЯ, истОрия, историЯ (26)
Как могло случиться, что крестоносцы, направлявшиеся в Четвертый поход в Святую землю, вдруг сильно отклонились от курса и 13 апреля 1204 года взяли Константинополь, немедленно приступив к массовым убийствам православных христиан?
В «Частном корреспонденте» Олег Давыдов попытался ответить на этот вопрос, полагая, что на самом деле имел место хорошо спланированный заговор.

Интересная статья.

суббота, 13 апреля 2013 года, 08.00

Боевые пилигримы Олег Давыдов Боевые пилигримы

Сколько их, куда их гонит…

13 апреля 1204 года крестоносцы взяли Константинополь. И немедленно приступили к массовым убийствам православных христиан. Было убито порядка двух тысяч человек, в пожарах погибли памятники архитектуры, произведения искусства, древние книги. Вообще-то воины Христовы направлялись в Святую землю. История отклонения вооружённых пилигримов от истинного пути до сих пор вызывает множество споров. Подробнее




@темы: История, Религия

Захар Прилепин решил ответить одному блогеру, пожалевшему своих бабушку с дедушкой, что тем пришлось жить в ужасном 20 веке.
Ответить очень простым способом – сделать ретроспективу русской действительности вплоть до 17 века. Картина получилась до ужаса однообразная. Жалеть можно дедушек и бабушек любого века.
Рекомендуется к прочтению.


8 февраля 2013 года 12:22
Внук за бабку, бабка за дедку, дедка за репку

Захар Прилепин: «...а репка проросла в русскую преисподнюю»
Текст целиком >>>


@темы: История, Россия, Общество

В первой части размышлизмов о Римской империи помещаю рецензию на книгу Александр Никонова «Судьба цивилизатора».



Странная это наука – история. Чем дальше в глубь веков, тем больше субъективных и оценочных суждений, порой имеющих мало общего с реально происходившими событиями.
К примеру, всем известно, что греки с помощью деревянного коня и прочих чудес выиграли троянскую войну. И в это свято верили не одно столетие, пока раскопки не показали, что, скорее всего, все происходило с точностью до наоборот, а в качестве моральной компенсации за поражения через пару столетий был создан воодушевляющий молодежь эпос.
На этом основании, в свое время, развернулась целая компания по исключению истории из списка серьезных наук, вообще. Хорошо, что вовремя пришел на помощь историзм – попытка объяснить происходящее через действие объективных сил, которые можно, если не измерить, то хотя бы обнаружить. Самый известный пример историзма – всепобеждающее учение Маркса и Энгельса.
Увы, и эти попытки, даже воплощенные в жизнь, показали свою ограниченность.
Однако, желание объяснить: почему именно так, а не иначе, никуда не делось. Только все чаще за основу стали брать не производительные силы и производственные отношения, а менталитет нации.
Именно на мышление римлян опирался Александр Никонов, описывая взлет и падение великой Римской империи.
И то, что это была действительно великая империя доказывает простое перечисление фактов.

Можно сказать, это был первый проект объединенной Европы. Сейчас вместо одного государства на месте древней империи 36 разных стран. А когда-то...
Единая финансовая система. Один язык международного общения - латынь. Единая система мер и весов. Единая материальная культура, постепенно превращающаяся из национальной в интернациональную: галльская керамика распространена по всей империи - так же как греческие вина, сирийские ткани... Единые системы местного самоуправления и судопроизводства, составления юридической и торговой документации… Римский город в Африке становится похожим на римский город в Германии.
Культурный плавильный котел.
...Крохотный городок Помпея, словно нарочно законсервированный для потомков извержением Везувия, городок, по своему статусу аналогичный какой-нибудь современной Кашире или Зарайску, имел два театра - на полторы тысячи зрителей и на полтысячи.

...Почти все крупные современные города Европы были основаны римлянами. Париж, Лондон, Будапешт, Вена, Белград, Орлеан, София, Милан, Турин, Берн... - все это бывшие римские поселения.
В Римской империи было 1500-1800 городов. Для сравнения: в России начала XX века - около 700. При гораздо большей территории.
...Население города Рима на пике его могущества составляло миллион человек. После крушения Империи человечеству понадобилось около двух тысяч лет, чтобы выйти на тот же уровень урбанизации - лишь в начале XX века население некоторых европейских
городов перевалило за миллион.

Огромный город - непростой организм. Ему нужны системы жизнеобеспечения. Город нужно снабжать, в первую очередь, водой. В современных условиях для этого создают целые водохранилища. В Древний Рим воду подводили 14 акведуков с расстояния от 15 до 80 километров. Далее вода разводилась по городским фонтанам, водосборным бассейнам, общественным баням и туалетам и даже заводилась в отдельные дома зажиточных граждан. Это был самый настоящий водопровод, которого Европа не узнает еще тысячи лет...
Из города нужно выводить нечистоты. Знаменитая римская канализация - Клоака Максима - была столь велика, что обслуживающие ее работники плавали по этому подземному каналу, несущему нечистоты, на лодке….После падения Рима в городах цивилизованной Европы канализация появилась только через две тысячи лет. А в Риме она тысячу лет существовала.

А дороги! Знаменитые римские дороги во многих частях Европы использовались по прямому назначению вплоть до начала XX века. Какую современную дорогу можно использовать... нет, даже не две тысячи лет, а хотя бы пару сотен? Хотя бы 20 лет без ремонта?


И еще о дорогах
читать дальше

@темы: Интересности, История, Рецензии, Римская империя, Александр Никонов

Что подвигло Захара Прилепина написать свое «Письмо товарищу Сталину» мне не ведомо. Ведь он же писатель, а значит может и умеет облечь свою мысль в любую оболочку. Но зачем-то потребовалось со всего маху наступать на любимую мозоль российского общества, что бы в ответ понеслись со всех сторон хула и поношение (с предложением мордобития).

Странная это штука – история. Какая-то совокупность оценочных суждений.
Вот Гитлер – мракобес и фашист. А Наполеон, пусть не герой, но вполне достойная личность. Гражданский кодекс придумал. Так ведь Гитлер, в отличие от Наполеона, Москву не взял.
Были, правда, попытки историзма – объяснения причин исторических явлений естественно-научными методами, но после победы и крушения марксизма (самого известного примера этого самого историзма) говорить о нем считается дурным тоном.
Хотя, все возвращается на круги своя. И вот уже серьезные историки не расставляют события по заранее заготовленным полочкам, а задаются, в общем-то, элементарным вопросом – можно ли было в той ситуации поступить иначе? И ответ на него не всегда бывает очевиден.

Прилепин обнажил внутренний диссонанс нашего народа – понимания, что при Сталине Россия стала великой державой, и мы до сих проедаем созданное при нем, и понимания, что все это построено на крови, в том числе наших родственников и близких.
И надо этот диссонанс как-то разрешать, в том числе путем открытой дискуссии без поношения и мордобития.

А пока мы имеем то, что имеем.
Это само письмо. В комментариях – ответ Прилепину.


30 июля 2012 года 16:23
Письмо товарищу Сталину

Захар Прилепин стал почтальоном
Текст целиком >>>


@темы: История, Общество, Прилепин

Нашел интересные размышления доктора исторических наук, профессора Натальи Басовской об исторических корнях нашей действительности.

Несколько фрагментов.

«В давние-давние годы я слушала лекции одной дамы дореволюционного образования и происхождения, профессора Кучборской в МГУ, и она говорила: «Человек, читавший «Илиаду», отличается от человека, ее не читавшего». И она права. Все это простыми словами объяснить трудно, но расширяется горизонт мышления. Кем бы ты ни был: экономистом-юристом, менеджером, строителем, если ты – просвещенный человек, то, услышав какую-то новость или анализируя какие-то события вокруг себя, ты воспринимаешь это не просто как ящик, в который бросили очередной кусочек информации, а ты воспринимаешь это – воспользуемся современными образами – как компьютерная программа, которая начинает с этой информацией работать. Ты ее осваиваешь, трансформируешь и приходишь к каким-то выводам. Таким может быть человеческий мозг, а может и не быть. Читавший «Илиаду» и не читавший.»

«И эпоха влияет на сознание, и сознание влияет на эпоху. Вспомним Байрона. Он один, в одиночку повлиял на целую эпоху. Не эпоха на него. Конечно, она имела значение для его идеологии, сознания. Ощущение утраты свободы – крушение революционных мечтаний. Но потом он столь же активно повлиял на свою эпоху. Один. Породив целые движения, потоки сознания в Европе. В России – больше, чем у себя на Родине. Россия позже, чем западные страны вышла на просторы нового времени, и она отреагировала на него более чутко. Лермонтов, Пушкин, Вяземский, все, кто мог, переводили, увлекались Байроном. Один человек со своим индивидуальным сознанием повлиял на целую эпоху. Возможно это? Возможно. А это значит, что сознание не плетется позади материальной жизни.»

«Другое дело, что в силу особенностей нашего менталитета, традиций, культуры мы, русские, очень быстро впадаем в эмоциональное желание, во-первых, все получить быстренько, а во-вторых, подражательно что-то сделать. Это печально, это вовсе не нужно России. У нее своя великая культура, своя великая цивилизация, и делать все ровно как там, вплоть до форматов телевизионных шоу – это смешно. Причина проста – недостаток общей культуры. В свое время Юрий Михайлович Лотман, наш великий культуролог и филолог, говорил о том, что беречь надо интеллектуальную массу в российском обществе. Слишком много репрессий и преследований коснулось ее, истребляют всегда лучших. И на фронтах второй мировой войны больше гибли лучшие, это Дарвин еще писал: «нельзя естественный отбор перенести прямо на людей, потому что те, кто лучше других, благороднее, честнее, порядочнее, как правило, идут в конфликтах впереди других и первыми прогибают». А потом же еще революция и серая масса (да, забитая и несчастная) все определяет… Принижение элиты, ее целенаправленное истребление очень опасно для общества. Отсюда это тупое подражательство. Нам не хватает духовной элиты, в том числе и потому, что историю не знают.»

«Например, мог ли чем-то управлять в обществе, кроме совести людей, Андрей Дмитриевич Сахаров? Думаю, что нет. Это не его дело. Но менеджеры, стоящие наверху, должны иметь пул таких интеллектуалов вокруг себя. А они окружают себя льстецами, лжецами, рабами, которые поселяют их в вымышленный мир их величия, и теряют связь с реальностью полностью. Надо сменить прослойку между правителями и обществом. Но это трудно. Потому что эта категория людей, свита, она такая шустрая, она сама прорывается наверх, закрепляется там и внушает правителю мысли о его величии, а он и доволен. Человек слаб.»


Полностью – здесь.

@темы: История, Культура, Басовская

23 февраля как бы восстанавливает баланс гендерных праздников. Есть женский день, нужен и мужской.
Осталась самая малость – разобраться с тем, что же произошло в этот день такого великого, что его стали считать «Днем Советской армии и Военно-Морского флота».
Уже стало как-то общим местом, что история – это не больше, чем миф. Я уже несколько раз писал об этом - здесь, здесь и здесь, например.
Причем этот миф весьма и весьма избирателен. Действительно достойные события забываются, а случайные – почему-то становятся широко известны.
Не стало исключением и 23 февраля. Большая статья об этой дате опубликована в «Частном корреспонденте».
Если кого интересует, что случилось в далеком 1918 году в этот день, рекомендую прочитать.

среда, 23 февраля 2011 года, 09.00

Мифическая реальность мужского праздникаАндрей Мартынов Мифическая реальность мужского праздника

Бой, которого не было, и бои, которые были

23 февраля. Неофициальный «международный мужской день». Официальный День защитника Отечества. Если спросить прохожих, что в этот день празднуют, то в большинстве ответов будут официальная и неофициальная формулировки. Подробнее




@темы: История

Чем отличается солнечный календарь, от лунного и от солнечно-лунного? Как влияют на летоисчисление революции и великие реформаторы? И почему 3 февраля наступит год белого Кролика?
Нашел в «Частном корреспонденте» интересную статью об истории летоисчисления у разных народов.
Весьма познавательно. :)

четверг, 13 января 2011 года, 09.00

Дни и годыКонстантин Рылёв Дни и годы

История календарей в мифах и фактах

Откуда взялся старый Новый год и когда его правильно праздновать — с 13 на 14 или с 14 на 15 января? Когда реально наступает год Кролика по восточному календарю? В чём разница между юлианским и грегорианским календарями? Когда в России был введён «новый стиль»? Как решается краеугольный для любого календаря вопрос о точке отсчёта? Подробнее




@темы: Интересности, История

Переломные моменты истории выводят в публичное поле множество мистиков и предсказателей. Начало 20 века не было исключением.
На одном полюсе расположились «интеллектуалы» типа Блаватской, Гурджиева, Рериха, Успенского. На другом – Распутин и ему подобные. Но у все у них была своя аудитория, к их мнению прислушивались, их указаниям следовали.
В «Частном корреспонденте» опубликована статья Глеба Давыдова о Георгии Гурджиеве, раскрывающая мало известную технику мистических танцев великого эзотерика.

воскресенье, 9 января 2011 года, 18.00

Последний танец ГурджиеваГлеб Давыдов Последний танец Гурджиева

9 января 1872 года родился Георгий Гурджиев

Гурджиев был одним из главных мистических учителей XX века. Многие эзотерики наших дней уверяют, что он влиял не только на отдельных своих современников, но и в значительной степени на общественную и политическую жизнь целых стран и народов. Однако методы, которыми Гурджиев при этом пользовался (например, его знаменитые сакральные танцы), так и остались до конца не изучены и не поняты даже его последователями. Подробнее




@темы: История, Эзотерика, Гурджиев

Вот здесь я уже занимался сравнительным доходоведением современной жизни и жизни в царский России.
Но, оказывается, расчет был не совсем точным. Нашел интересную статью в развитие темы, показывающую на реальных цифрах уровень жизни в 1913 году, с которым у нас любят все сравнивать.
Оказывается в России было очень дорого продовольствие.
Можно, конечно, спорить по поводу золотого эквивалента, выбранного за основу расчетов, но в целом цифры вполне реальные.


12 декабря 2010 года 10:03
Цены России 1913 года в пересчете на нынешний рубль

Приличные зарплаты, серьезные квартплаты и неприлично дорогая еда
Текст целиком >>>


@темы: История, Россия

Есть какая-то историческая загадка в том, что одним из главных идеологов коммунизма и автором учения о ведущей роли пролетариата являлся не просто буржуа, бизнесмен, а можно сказать – аристократ.
Фридрих Энгельс очень любил жизнь во всех ее проявлениях. Он был членом престижных клубов, карточным игроком и непременным участником забавы английских аристократов — охоты на лис. И это не считая, что скептически относясь к институту брака, «основоположник» жил в одном из своих загородных домов сразу с двумя сестрами.
Чтобы совместить несовместимое, биографы впоследствии будут оправдывать такой стиль жизни исключительно маскировкой дела всей его жизни.

В «Частном корреспонденте» опубликована очень интересная статья к 190-летию со дня рождения Фридриха Энгельса. Рекомендую обязательно прочесть. Особенно тем, кто когда-то изучал его труды.

суббота, 27 ноября 2010 года, 13.01

Фридрих Энгельс: революция менеджераВиктория Шохина Фридрих Энгельс: революция менеджера

28 ноября 1820 года родился Фридрих Энгельс

Одно из остроумных высказываний Энгельса: «Люди, хвалившиеся тем, что сделали революцию, всегда убеждались на другой день, что они не знали, что делали, — что сделанная революция совсем не похожа на ту, которую они хотели сделать». Ему посчастливилось: он не увидел ни одной сделанной революции. Но сделал всё, чтобы революции делали. Подробнее




@темы: история, Фридрих Энгельс

Я уже выкладывал открытки 1900 года с фантазиями, как будет выглядеть будущее сто лет спустя.
Вот здесь – футуристическая Москва.
А здесь – немецкие предсказания.
Но, оказывается, существовала аналогичная серия открыток и во Франции.

Вот некоторые образчики. Естественно, что-то сейчас можно разглядывать только с улыбкой, но что-то воплотилось, практически, один к одному.

Тушение пожара


Пошивочный робот



Поезд будущего



Строительный автомат



Видеосвязь



Роликовые коньки



Бронетраспортер



@темы: Интересности, история, Будущее

Я вот всё думаю, когда же человечество начнет учиться на своих ошибках.
Ученые западные мужи вывели великую закономерность модернизации – открытие природных богатств в слаборазвитых странах приводит к их деградации, а не к развитию. Ибо неизбежным следствием потока долларов становится обогащение очень узкого круга лиц и повальная коррупция.
И вроде бы есть наглядный пример перед глазами – независимая Африка. Осталось только понять, независимая от чего?
Ну, не может кухарка управлять государством, не доросла она до такого уровня мышления. И главное, все с этим соглашаются, но упрямо твердят про демократию, в результате которой к власти приходят диктаторы и людоеды.
Это я все к тому, что некоторые политологи на полном серьезе начинают обсуждать возможность внешнего управления для недогосударств. Этакая колониальная политика на новый лад. Ибо отсутствие власти и ее инфраструктуры неизбежно приводит к миллионным жертвам.
Вполне возможно, что будущий историк назовет наиболее геноцидальным событием прошлого века не мировые войны, а именно «деколонизацию» Африки.
В своей статье Максима Артемьев собрал все факты воедино.
Впечатляет.

четверг, 1 июля 2010 года, 09.14

Невесёлый юбилей независимостиМаксим Артемьев Невесёлый юбилей независимости

Полвека африканской «свободы»

В этом году мир отмечает пятидесятилетие так называемого года Африки. В 1960 г. сразу семнадцать бывших колоний получили независимость. Процесс развивался стремительно, уже через два года 88% населения чёрного континента жило в суверенных государствах.

Подробнее




@темы: История, Наблюдения, мир, Африка

У Ренана есть хорошее определение нации.
Нация – это определенный набор ценностей и совместное заблуждение по поводу славного исторического прошлого.
То, что мы знаем о Великой отечественной – это не более, чем миф.
Год назад я уже писал о книге писем Виктора Астафьева, где он рассказывал о том, как все было на самом деле.
Приведу только один отрывок об известном подвиге Александра Матросова.

«Вот ты помянул Сашу Матросова, а ведь у меня где-то (где-то!) в бумагах лежит вся история его страшной жизни, не по его вине страшной, а по жизни всей системы. Он ведь был перед отправкой на фронт не в РУ, а в исправительной колонии, которая до недавнего времени носила его имя, и только потом пришло кому-то в голову, что нехорошо тюремному предприятию носить имя героя. Воистину героя! Грудью на дзот он, конечно, не бросался. А попавши на верх дзота, пытался вырвать руками или наклонить ствол пулемета к земле, но в дзоте-то сидели не те болваны, коих нам показывают в кино, и кормлены они были получше, чем Саша в штрафной роте, и они его за пулемет стащили сверху и в амбразуру, которую, ты знаешь, даже сытой комиссарской жопой не закрыть, изрешетили парнишку. Но и этой заминки хватило пехоте, чтоб сделать бросок и захлестнуть дзот гранатами. И добро, что борзописец тут скумекал, а не будь его, кто бы узнал о Сашином подвиге. Борзописец тот всю жизнь сулился написать о Матросове правду, да не умел он и не хотел жить правдой!»

Вот меня интересует, то, что сделал Александр – меньший подвиг по сравнению с приписываемым ему? Но миф должен быть красив и в нем не может быть места штрафбату.

Передача Юлии Латыниной на «Эхе Москвы», на мой взгляд, вполне сравнима с книгой Астафьева. Она рассказывает правду. Какой бы горькой она не была. Правду о том, что войну выиграл народ, а не бездарные полководцы, которые относились к нему, как к пушечному мясу.

«В 1913 году в Российской империи проживало 170 млн. человек, или 10% населения Земли. На территории России при этом жили 90 млн. человек, или 5,6% населения Земли. Сейчас на территории России живет 140 млн. человек, или 2,4% населения Земли. Т.е. Россия занимала одну шестую часть суши, имела одну десятую населения, теперь она занимает одну девятую часть суши и имеет 2,4% населения. Подобные диспропорции не сохраняются длительное время и обычно приводят к дальнейшему распаду государства».
Читать дальше.

@темы: История, Война, Латынина

Все, что вы хотели знать о психоанализе, но боялись спросить, изложено в интересной статье Глеба Давыдова в «Частном корреспонденте». Посвящена она трудному признанию идей Зигмунда Фрейда. В общем, от «этого не может быть» до «кто же этого не знает» с несколькими промежуточными остановками.
Мне особенно понравился следующий фрагмент:
«Очень интересно наблюдать за тем, как передовые научные идеи становятся частью массовой культуры. Это неизбежное и вполне естественное явление выглядит столь же забавно, сколько и трагично. Потому что сами авторы этих идей либо совсем не доживают до этого момента, либо, если доживают, ужасаются тому, насколько массы извращают их идеи… Искажают или в лучшем случае просто недопонимают. Ведь ассимилируя революционные, авангардные идеи, делая их своей частью, культура (а в частности и в особенности — массовая культура) всегда огрубляет их, упрощает и даже сводит к какой-то пошлой пародии на самих себя».

Рекомендуется к прочтению.

четверг, 6 мая 2010 года, 08.18

Психоанализ, кусающий собственный хвостГлеб Давыдов Психоанализ, кусающий собственный хвост

Ко дню рождения Зигмунда Фрейда

Фрейд поначалу был крайне неудобен людям — ни научному сообществу, ни широким массам. Он был невыгоден. Люди совсем не хотели перемещать в область сознания свои глубоко загнанные в подполье проблемы. Они привыкли жить так, как жили уже не одну сотню лет до этого. Подробнее




@темы: История, Рецензии, Фрейд, психоанализ

Нашел интересную статью о введении «сухого» закона, запрещающего производство и потребление спиртных напитков в Америке 20-х годов прошлого века. 13 лет запрета вместили в себя Великую депрессию, эпоху джаза и мафиозный беспредел. Но более интересно, как Америкам дошла до такой жизни.

Маленький исторический экскурс

Алкоголь настолько прочно вплетён в бытие европейской расы, что его потребление именуют культурой пития. Проделав долгий эволюционный путь от макаки, чавкающей забродившим фруктом, до джентльмена с изысканным бокалом в руке, белый человек, казалось, приручил зелёного змия. Западный менталитет отвёл жертвам алкоголя роль порочных слабаков, достойных сточной канавы.

В эти традиции не вписалась лишь радикальная Спарта, имевшая особенный взгляд на все аспекты человеческой жизни. Спарта не нуждалась ни в пьяных оргиях, ни в боевых ста граммах - там карали смертью за любую дозу. Древние римляне тоже могли убить за пару капель, но только женщину. В остальных случаях антиалкогольная борьба если велась, то лишь со злоупотреблением. Даже Христос не имел ничего против свадебного обычая веселиться с помощью вина.

Так продолжалось до тех пор, пока основатель другой мировой религии не отнёсся к алкоголю почти по-спартански. Не во всём мусульманском мире законы шариата действовали неумолимо. Омару Хайяму удалось обогатить восточную поэзию винным экзистенциализмом, но в современных Саудовской Аравии, Иране, Судане он писал бы только о кофе. Религиозный фундаментализм - единственное, что способно противостоять алкоголю.


Американские «трезвенники»

В 1630 году из Англии на одиннадцати судах отплыли семьсот будущих массачусетцев. На борт они взяли 38 тыс. литров вина, 48 тыс. литров пива и всего 16 тыс. литров воды. Первые поселенцы трезвенниками не были и слабоалкогольными напитками себя не ограничивали. Уже в 1657 году Верховный суд Массачусетса вынужден был запретить продажу виски, рома и бренди.

Протестанты прежде всего умели делать деньги, и в алкогольном вопросе нравственность всегда оставалась для них аспектом второстепенным. Акцизы, лицензионные сборы, штрафы - всё это приносило властям существенный доход и позволяло опосредованно регулировать потребление спиртных напитков.

Более того, производство рома даже внесло свою лепту в становление независимого американского государства. Ром варили из дешёвой патоки, поставляемой сахарными предприятиями французской Вест-Индии. Британия не терпела конкурентов и в 1733 году ввела на чужую патоку пошлину. Это заметно усилило сепаратистские настроения среди американских поселенцев. Гербовый сбор (1765) и Чайный закон (1773) довели их до кипения.

С последующим освоением индейских земель потребность в патоке и экзотическом роме отпала - сельское хозяйство стало давать достаточно зерна и для привычного виски. Теперь уже родное правительство поспешило обложить налогом американских производителей алкоголя. В 1791 году американские граждане ещё не разучились мобилизовывать себя на борьбу с угнетателями. Пенсильванские фермеры собрали шеститысячный отряд и заявили о своём выходе из Соединённых Штатов. Успокоить их удалось лишь 15-тысячному корпусу милиции. Баланс между интересами производителей алкоголя и министерства финансов был установлен.

Ещё в 1760 году будущий второй президент США Джон Адамс предупреждал об угрозе демократии, таящейся в тавернах. Они, по его мнению, были идеальным избирательным ресурсом для нечистоплотных политиканов. Тем не менее борцы за независимость предпочитали собираться на сходки именно в тавернах, а не библиотеках. К алкоголю как таковому Адамс претензий не имел. «Мы не должны краснеть за то, - говорил он, - что ромовая патока сыграла свою роль в обретении независимости».


История антиалкогольных штатов

На самом деле шествие «сухого» закона началось задолго до 20-х годов XX века. В 1843 году объявил себя беалкогольным штат Оригон, в 1851 - Мэн. Их примеру пытались последовать еще 12 штатов, но везде запреты на потребление спиртного впоследствии были отменены.

Далее была Гражданская война и возникновение Женского христианского союза борьбы за трезвость и Антисалунной лиги. Именно последние две организации покрыли сначала все США зонами трезвости, а потом и вовсе настояли на введении «сухого» закона.


Кто хочет прочитать, как все это происходило, пожалуйста - сюда.

В связи с намерением российского правительства открыть новую антиалкогольную компанию, исторический опыт других государств становится сверхактуальным. :)



@темы: Интересности, История

Галстук – самая бесполезная и условная часть дресс-кода. Логически объяснить, почему обязательно надо прикрывать пуговицы на рубашке, по-моему, невозможно. Но, тем не менее, инерция человеческих привычек, думаю, позволит существовать этому аксессуару еще долгое время.

А появился галстук из … платка.
Брошенная Людовиком XIV любовница Франсуаза де Блан решила ему очень тонко отомстить - подарив платок и сообщив при этом, что если король не будет его носить постоянно, то тут же потеряет корону. С тех пор суеверный монарх не расставался с ним ни на минуту. Ненавистный платок, спускавшийся до пупа, пачкался во время застолья, постоянно цеплялся за парик, попадал в суп и приводил королевскую особу в бешенство. Дворцовые же подхалимы, бывшие не в курсе истинных причин такой «новой моды», в подражание стали носить подобные платки, для удобства сделав их поменьше. Так началась история галстука. :)



@темы: История, Галстук

В продолжении предыдущего поста фрагмент еще из одной книги.

«Человек по природе добр и миролюбив, утверждал Руссо, но несправедливое частнособственническое общество портит его, превращая в жестокого эгоиста. До появления частной собственности люди жили в мире и взаимной любви (Вольтер по прочтении книги «О происхождении неравенства между людьми» испытал желание «встать на четвереньки и убежать в лес»). И он вернется к естественной гармонии после того, как будет упразднена частная собственность. Значит, для достижения всеобщего мира и счастья надо только преодолеть сопротивление властвующих сословий.
После смерти философа горячие поклонники получили шанс воплотить его учение в жизнь. Друг народа, Жан Поль Марат, конкретизировал и операционализировал социологические умозрения: для счастливой мирной жизни человечества необходимо и достаточно отрубить всего лишь «сто голов». Но аппетит приходит во время еды – эту шутку тогда уже знали местные острословы. Вскоре выяснилось, что число несколько занижено, оно от речи к речи умножалось на порядок (тысяча, десять тысяч), а гильотина между тем работала без устали. И «отрубленные головы кружились в воздухе, как сухие листья».

Другому вождю Французской революции Максимилиану Робеспьеру посчастливилось в ранней юности посетить старого Руссо и иметь с ним продолжительную беседу, которая наложила отпечаток на всю его дальнейшую жизнь. И не только лично его. Соратники Неподкупного, якобинцы, ловили на улицах беременных аристократок, вырезали из утробы человеческие плоды, нанизывали их на штыки и шумно дефилировали по Парижу, размахивая этими штыками, как флагами. Дворянских юношей связывали между собой локтями, ставили в десяти метрах пушки и били прямой наводкой по человеческой массе. А в одном документально зафиксированном случае агрессивная толпа, набросившись на ненавистного царедворца, разорвала его тело на куски и съела».

Назаретян А.П. «Антропология насилия и культура самоорганизации».

@темы: История, Размышлизмы

Вот здесь было небольшое рассуждение о том, почему мы не учимся на ошибках истории. Порой очень кровавых ошибках.

Неожиданно у Александра Никонова нашел красочное описание Великой французской революции. (Интересно, что в ней великого?). Похоже, большевики были примерными учениками Робеспьера и Дантона.

Хотя текст большой, все-таки стоит его прочитать до конца.

«Все революции похожи друг на друга. Порой они схожи просто как близнецы, отличить коих человеку со стороны возможно только по именам. И, главное, как быстро всё развивается!
Двух лет не прошло со дня бесславной кончины Учредительного собрания, год с небольшим миновал после провозглашения лозунга «Отечество в опасности!», а страна уже не похожа на самоё себя. Случилось цареубийство, введён новый календарь, фанатичной молодой девушкой совершено покушение на одного из главных революционных лидеров… Я имею в виду не Каплан и Ленина, а Шарлотту Корде, которая убила бывшего журналиста и видного революционера Марата.

Страна в кольце фронтов – войска Англии, Австрии, Пруссии с севера и Испании с юга теснят полуголодных, босых и оборванных солдат республики. Английский экспедиционный корпус, поддержанный беляками (роялисты выступали под белым флагом), высадился в Тулоне. Внутри Франции полыхают крестьянские восстания – Вандея в огне, голодающий Лион тоже потерял интерес к «свободе, равенству и братству». По селам рыщут комиссарские продотряды.
В такой ситуации революция решает отчаянно защищаться. Защищаться – это просто… Для начала революционный парламент – Конвент избавился от оппортунистов в своих рядах. Метод «очищения» был по-тогдашнему безальтернативен – умеренная часть парламента просто казнена. На эшафоте депутаты-жирондисты пели «Марсельезу». Впрочем, пение это становилось всё тише и тише, по мере того, как их головы одна за другой падали в корзину.
Власть в парламенте переходит к якобинцам и их вождям – бывшему адвокату Робеспьеру, бывшему журналисту Эберу и бывшему адвокату Дантону. Робеспьер возглавляет избранный в условиях чрезвычайности и наделенный особыми полномочиями Комитет общественного спасения. Дантон создаёт Ревтрибуналы.

Принят знаменитый Декрет о подозрительных. «Подозрительными считаются все те, кто своими действиями, сношениями, речами, сочинениями и чем бы то ни было ещё навлекли на себя подозрение». Подозрительные подлежали немедленному аресту и суду Революционного трибунала. Раздаются призывы к бдительным гражданам узнавать подозрительных на улице. В ту пору во Франции родилась поговорка: «Если ты ни в чём не подозрителен, то в любой момент можешь стать подозреваемым в подозрительности».
История донесла до нас множество документов той эпохи. Но интереснее всего читать письма, дневники и мемуары очевидцев происходившего. Такие, как, например, эти записи одного из адвокатов, защищавших обвиняемых в Революционном трибунале.

читать дальше

@темы: История, Размышлизмы

«Почему человечество не учится на ошибках истории?».

Данное утверждение включает в себя несколько утверждений, принимаемых по умолчанию.
Например, что существует «правильная» и «неправильная» история. Ибо ошибки подразумевают, что было какое-то отклонение от «генерального курса».
Далее о чьей истории мы говорим? Человечества в целом, отдельных государств, народностей?
Но самое главное – каковы признаки этой ошибки? И что сделать, чтобы она не повторилась вновь.

Попробуем ответить по порядку.
Применительно к рассматриваемому вопросу, на мой взгляд, все равно о чьей истории мы говорим – человечества в целом или отдельного государства. Главным является наличие органа или механизма, который «осознает ошибку» и делает соответствующие выводы.

Что же касается правильной и неправильной истории, то логическим выводом из этого утверждения будет существование каких-то критериев оценки. То вспыхивающая, то затухающая полемика вокруг имени Сталина, говорит об актуальности оценочных понятий. С точки зрения государства, его прогресса, экономических достижений, сталинскую диктатуру можно рассматривать как положительную. С точки зрения качества жизни населявших СССР людей – как отрицательную. Последнее основывается на том, что физический и духовный диктат препятствовал удовлетворению базовых потребностей людей – безопасности и самовыражения.

Т.е. «успешность» государства можно оценивать с точки зрения удовлетворения базовых потребностей людей – в поддержании уровня жизни, питании, безопасности, в обеспечении старости, в жилье, свободы воли и выражения собственного мнения и т.д. Правда, с учетом «граничных условий» - это удовлетворение не должно происходить путем подавления и эксплуатации других народов.
Правильность данного вывода в частности подтверждает основной тренд развития государственности – демократия в сочетании с рыночной экономикой. Именно такие государства дожили до настоящего времени, в то время как все диктатуры рано или поздно канули в Лету.

Но хорошо, с качественной характеристикой критериев как-то определились – удовлетворение базовых потребностей людей, в том числе волеязъявления через институты демократии и самореализации через рыночные механизмы. А как быть с количественными характеристиками?
Как очень верно заметил один из отцов американской конституции – Бенджамин Франкл: «Демократия – это договоренность о правилах поведения между хорошо вооруженными джентльменами». Иными словами – это всегда компромисс. В переводе на язык цифр данное обозначает, что в органе, принимающем решение, должен быть представлен весь спектр мнений. Т.е. ни одна партия не может занимать больше определенного количества мест в парламенте.
В случае «единомыслия» появляется искушение диктатуры и это приводит к тому-то и тому-то. Вроде бы все просто. Но именно в отсутствии четких критериев и кроется ответ на вынесенный в заголовок вопрос.

Если подходить к истории как к движению по определенной линии и выявить параметры, которые влияли на это движение и их численную характеристику, то можно предпринять попытку экстраполяции в будущее.
Находя в настоящем сходные влияющие критерии, на основе их оценки можно делать определенные выводы. И чем больше будет этих критериев, тем более точен будет прогноз.

Таким образом, если общество признает какой-то отрезок своей истории как ошибку, то оно должно честно ответить на вопрос – что привело к ее появлению и не допустить возникновения аналогичных условий в настоящем.

@темы: История, Размышлизмы

Странно все-таки устроен человек. Кажется, стоит только ослабить социальные сдерживающие факторы, как сразу же начинает проявляться его звериная сущность.
Но вместе с тем история являет нам примеры, когда общество зачастую асоциальных джентльменов создавало социальные структуры, которым могли позавидовать существовавшие тогда государства.
Я уже писал, о стихийной самоорганизации во времена золотой лихорадки в Калифорнии и «праве на счастье», которое затем перекочевало в преамбулу американской Конституции.
Сегодня поговорим о пиратах.



Кажется, какая может социальная организация у братии «черного Джека», кроме как общества, выстроенного на грубой физической силе. Но исторические реалии оказались несколько иными.
Пиратский кодекс оказался идеальным инструментом для построения достаточно гуманной структуры, и ему до сих пор нет равных в мире. К такому выводу пришел английский экономист Питер Лисон.

читать дальше



@темы: История, Размышлизмы