Записи с темой: КнИгИ (20)
Дмитрий Липскеров – писатель, ресторатор, член Общественной палаты двух созывов, дал интервью «РБК» по поводу выхода своей новой книги «Теория описавшегося мальчика».
Как всегда бывает с умными людьми, разговор вышел далеко за рамки книги.

Интересный взгляд на наше время, в том числе, почему на обложке нельзя воспроизвести «Давида» Микеланджело. (Магазины без квадрата на причинном месте книгу в торговлю не взяли).

Интервью.



@темы: Книги, Литература, Культура, Липскеров

Формально, Захар Прилепин берет интервью у Дениса Гуцко (лауреата букеровской премии).
Неформально, это разговор двух давно знакомых друг с другом людей о времени и о себе в этом времени. Разговор откровенный и наводящий на раздумья.

Рекомендую.


18 августа 2013 года 11:24
«Целое поколение отсиделось на диване, пока утверждалась диктатура клептократии»

Захар Прилепин побеседовал с писателем Денисом Гуцко
Текст целиком >>>


@темы: Книги, Литература, Общество, Прилепин

«Хорошевский суд Москвы принял к производству гражданский иск Никиты Высоцкого - сына знаменитого барда и актера Владимира Высоцкого к издательствам, выпустившим в свет книгу «Владимир Высоцкий - суперагент КГБ».

Владимир Новиков, автор книге о Высоцком в серии «ЖЗЛ», решил проанализировать аргументы авторов, не оставив от них камня на камне.
Но сам факт появления таких книг показывает, на мой взгляд, что общество теряет последние остатки совести, внутренние сдерживающие «табу».


10 августа 2013 года 14:02
Мастера исторических сказок

Владимир Новиков в защиту Владимира Высоцкого
Текст целиком >>>


@темы: Книги, Общество

Как заставить человека читать книги? Надо найти его в такой ситуации, когда, во-первых, он не может никуда сбежать, а, во-вторых, ему не остается ничего делать, как только читать, читать и еще раз читать… :)

Екатеринбургское РА «Восход» разработала оригинальную рекламную компанию для сети книжных магазинов «100 000 книг». На баллончиках с освежителем воздуха, обязательном аксессуаре каждого домашнего туалета, были напечатаны интригующие отрывки литературных произведений.
Посещаемость книжных магазинов увеличилась почти на 25%. :)))))

Вот как это выглядит. Вариант «Старик и море» (с ароматом морского бриза).



Еще Books-fresheners – здесь.

@темы: Книги, Креатив, Реклама,

Современный город – это не только дома и автомагистрали. Это еще и хорошо продуманные зоны отдыха и досуга.
В Штутгарте по проекту корейского архитектора Йи построили восхитительную городскую библиотеку. В ней можно взять домой или почитать прямо на месте не только книги, но и аудио, видео-диски и даже постеры.
Несколько фотографий.

Общий вид



Зоны прослушивания



Детский зал



Подробнее – здесь.

@темы: Дизайн, Книги, Архитектура, Библиотеки

Начнем с определения.
Мораль – свод неформальных правил, выполнение которых контролируется самим обществом. И это главное их отличие от правил формальных (законов, кодексов, постановлений, указов), принуждение к выполнению которых обеспечивается аппаратом насилия государства.
Что отнюдь не значит, что первые уступают по силе последним. Анна Каренина бросилась под поезд как раз из-за неприятия ее окружением развода с мужем.

Мораль направлена на сохранение и почти всегда встает в конфронтацию со всем новым, что может разрушить устойчивость системы, порой принимая весьма изощренные формы. В викторианской Англии аморальным, например, считался вид открытых рояльных ножек, на которые надевали специальные юбочки. Вроде бы дикое для современного человека требование, становится понятным, если вспомнить, что в те времена даже оголение женской лодыжки считалось сексуальным действием.

Но сегодня поговорим о книгах.
Литература часто является весьма точным индикатором изменений в общественном сознании. Точнее – отношение к ней.
«Мадам Бовари» Флобера, стихи Бодлера, «Улисс» Джойса… – все это некогда запрещаемые книги в целях ограждения и сохранения моральных устоев.
То, что мы сейчас почитаем за классику и считаем вполне допустимым, когда-то вызывало просто шок.

Олдос Хаксли «Чудесный новый мир» (1932)
Написанный в 1931-м году и опубликованный годом позже, роман задумывался как пародия на утопию Герберта Уэллса «Люди как боги».
В Ирландии ее запретили из-за спорной темы рождения детей, а в ряде штатов в Америке изъятие из школьных библиотек мотивировали «слишком негативными мыслями».
Джон Стейнбек «Гроздья гнева» (1939)
Роман классика американской литературы, удостоенный, к слову, Пулитцеровской премии, рассказывает печальную историю семьи издольщиков из Оклахомы времен Великой депрессии.
Несмотря на восторженные отзывы литературной элиты, книгу официально запретили в США и предали публичному осуждению. Причина – шокирующие описания бедности.
Курт Воннегут «Бойня номер пять, или Крестовый поход детей» (1969)
В книге Воннегута американский солдат Билли Пилигрим, попадает в плен к немцам и содержится под стражей в Дрездене, в старой скотобойне номер 5. Во время бомбардировки города союзными войсками, все прячутся в глубоком подвале, и Билли приходят видения прошлого и будущего, в том числе и его собственной смерти.
В Соединенных Штатах книга была запрещена, дабы не подвергать психику детей испытанию мрачными сценами.
Брет Истон Эллис «Американский психопат» (1991)
Роман сочли вредным для несовершеннолетних в Германии и ограничили его продажи. До недавнего времени книга была под запретом в Канаде и австралийском штате Квинслэнд.
Франц Кафка «Превращение» (1915)
История превращения коммивояжера Грегор Замза в гигантского жука была долгое время под запретом в Чехословакии, поскольку Кафка отказывался писать на чешском и писал лишь на немецком языке.

Ну и, конечно же, книги, затрагивающие тему секса.
Генри Миллер «Тропик Рака» (1934)
«Это не книга. Это выгребная яма, сточная канава, очаг гниения, слизистое собрание всего, что есть в гнилых останках человеческого разврата» - вердикт Верховного суда штата Пенсильвания.
Владимир Набоков «Лолита» (1955)
Редактор «Сандей Экспресс» назвал роман Набокова «самой грязной книгой, которую я когда-либо читал». В результате, запрет во Франции, но, почему-то, беспрепятственное издание в США.

Продолжение галереи – здесь.

@темы: Книги, Общество, О книгах и фильмах

В нашем отягощенном комплексами подсознании сохранился запрет на выбрасывание книг. Вроде бы не нужна уже родимая и место занимает, пылясь и не радуя глаз, но избавиться – рука не поднимается.
Можно конечно, попробовать обменять ее, к примеру, на «БукРивере», а можно просто пустить в свободное плавание.
В интернете появилось уже несколько сайтов сторонников таких free-книг, которые оставляют их в людных местах с надеждой, что они попадут в нужные руки.

Компания «BAUFACHFRAU» решила пойти другим путем и поставить на улицах Берлина оригинальные Общественные книжные шкафы, сделанные из стволов старых деревьев.
Если вы хотите кому-то отдать книгу, то помещаете ее в это сооружение.
Но на этом история не заканчивается. Отданный томик необходимо еще зарегистрировать на сайте www.bookcrossing.com, где отслеживается история каждой путешествующей таким образом книги. А в приклеенном сопроводительном листочке еще можно оставить свои впечатления о прочитанном.

А это тот самый уличный Книжный шкаф. :)



Позаимствовано – отсюда.

@темы: Интересности, Книги, Культура

Вот здесь я писал о приходе в «Свободную прессу» Прилепина и Шаргунова. Новые руководители издания обещали появление новых тематических рубрик, в том числе и о литературе.

Обещанного пришлось ждать совсем недолго. Захар Прилепин решил поделиться лучшими, на его взгляд, книгами первого десятилетия 21 века.
Учитывая его биографию и политические взгляды, список получился в чем-то ангажированный, но тем не менее интересный.
Насколько можно понять будет всего четыре обзора по десять книг.

Представляю первый.


6 июля 2012 года 18:48
Четыре раза по десять

Захар Прилепин о лучших романах «нулевых»
Текст целиком >>>


@темы: Книги, Литература, Культура, Прилепин

Ответ прост – чтобы другие завидовали тебе. :)
Если не верите, то посмотрите книжку «Откуда берутся серверы?» Тома О`Коннора.
Вот как надо продвигать продукцию – через детей, которым любящие родители купят что угодно. :)

Итак, когда папа сильно любит маму, он покупает ей особенный подарок



Домашний сервер



И если другие смеются над вами…



То они просто завидую вам :)




Полностью скан книги – здесь.

@темы: Книги, Литература, Приколы

Я иногда заглядываю в журнал Бориса Акунина (который Чхартишвили), хотя и не являюсь поклонником его творчества.
Григорий Шалвович, будучи весьма эрудированным человеком, часто публикует заметки и небольшие эссе об известных и мало известных исторических личностях. И пишет он эти эссе весьма и весьма талантливо.

И вот, не далее как вчера появляется пост о выходе первого «настоящего» романа писателя – «Аристономия».
Вот что по этому поводу написал сам Григорий Шалвович.

«Долгие годы я называл себя беллетристом, всячески увиливал от звания писателя. Замучился объяснять, что это разные профессии. Ну, то есть профессия одна – сочинение художественной прозы – но разное целеполагание. Писатель занимается искусством - то есть раздвигает рамки существующей культуры, открывает Америки или, по крайней мере, пытается их открыть; беллетрист работает на поле культуры, то есть населяет уже открытые кем-то Америки своими текстами. Писатель пишет прежде всего для самого себя и существует в режиме монолога; беллетрист без диалога с читателем и массовой аудитории – существо бессмысленное.
Когда я пишу развлекательную литературу, я беллетрист. Когда пишу что-то нехудожественное («Писатель и самоубийство» или ту же «Любовь к истории»), я эссеист.
И только теперь, на пятьдесят шестом году жизни, на шестнадцатом году сочинительства, я стал писателем. Потому что написал первый серьезный роман. И вот он напечатан. Хороший получился роман или плохой, судить не мне, но по жанру это не беллетристика, а литература.»


Это обложка новоиспеченного романа, а в комментариях фрагмент первой главы.



@темы: Книги, Чхартишвили, Борис Акунин

Давненько я не писал рецензий по поводу прочитанного. Исправляюсь. :)



Библиотекарь


Литература, как и познание мира, многоступенчата. Явно или косвенно опираясь на сюжетные линии, героев, художественные приемы предшественников, писатель мостит своим творчеством еще одну ступеньку для последующих творцов, где уже он станет предметом заимствования и подражания. В этом плане роман Михаила Елизарова «Библиотекарь» вполне следует мейнстриму. Разрушение всех мыслимых табу в «Сердцах четырех» Владимира Сорокина послужило благодатной почвой для последующих постмодернистских обработок темы. Но если Сорокин за свой роман ничего кроме хулы и публичного сожжения не удостоился, то «Библиотекарю» уже был присужден «Русский буккер» за 2008 год.
Сорокин неимоверно расширил рамки тем и их восприятия. Это такой современный Рабле, для которого нет ничего святого и запретного. Будь то пожирание фекалий или запекание в печи собственной дочери. Конечно, при желании можно представить, к примеру, «Норму» зеркалом жизни в позднем СССР, но яркость образов настолько сильна и самодостаточна, что смысловая приправа становится уже излишней.
Елизаров не настолько смел, по крайней мере, в «Библиотекаре». Предварительно разрушив внутренние запреты в ранних рассказах, в своем втором романе он не выходит за рамки приличий. Это такая постмодернистская рефлексия на модернистские изыски предшественников.
Как и в «Сердцах четырех», сюжет его книги протекает вокруг погони - только не за смутными подсказками пути к Машине, а за мифическими произведениями советского писателя Дмитрия Александровича Громова. В быту имеющие названия «Дорогами труда», «Серебряный плес», «Пролетарская», при чтении с Условиями Тщания и Непрерывности они превращаются в Книги Силы, Власти, Смысла, Терпения …
***
Читая «Библиотекаря», вся время ловишь себя на раздвоении восприятия пространства романа. Тщательно выписанный, вплоть до мельчайших деталей и манеры речи, быт 80-х годов прошлого века вкупе с введением в стиле документальной прозы и мистическим посылом создают некий параллельный мир, где привычные и легко узнаваемые герои проживают какую-то иную жизнь.
Главный герой – библиотекарь и хранитель Книги Памяти шоронинской читальни Алексей Вязинцев – получает свою должность, можно сказать, по наследству: вместе с квартирой убитого дяди. Тридцатилетний мужчина, иногда по сюжету больше похожий на инфантильного четырнадцатилетнего подростка, вдруг попадает на настоящую невидимую войну, где весь смысл существования сводится к приобщению к Книге и ее защите. На войну, где человеческая жизнь не стоит и слова из романа Громова, но притом жестко соблюдается Кодекс чести, запрещающий любое огнестрельное оружие.
Последнее, к слову, вызвало определенное чувство дежа вю. Инстинкт самосохранения – самый сильный у человека, и никакой Книгой его заглушить невозможно. А учитывая, что приобщается к источникам Радости, Памяти, Силы… отнюдь не лучшая часть человечества, рано или поздно соблазн решить все проблемы разом должен был возобладать в чьей-то отчаянной голове.
***
Вслед за тучными коровами неизбежно следуют тощие, утверждал Генрих Гейне. Вслед за морализмом неизбежно следует имморализм. Разрушая прежние табу и устои, он готовит почву для ростков новых человеческих отношений. Осталось только дождаться, когда спираль истории сделает эти новые воззрения востребованными.
Сорокин и Елизаров, несомненно, ярчайшие имморалисты нашей литературы. Вслед за Ницше они пытаются провозгласить кончину христианско-возрожденческого мифа о человеке, который, во-первых, добр и прекрасен, а, во-вторых, способен к бесконечному развитию.
Вместо наслаждения и умиротворения от приобщения к чему-то чистому и первозданному – Радости, Терпению, Памяти, Силе…, в людях просыпается неистребимая жажда убивать себе подобных за право прикоснуться к божественному откровению. Нет никакого Равенства, Братства, Всеобщего Счастья. Есть только звериный оскал нашего далекого-далекого предка.
Кажется, где-то мы это уже проходили…
***
Рекомендую.

@темы: Книги, Рецензии, О книгах и фильмах, Михаил Елизаров, Библиотекарь

Не успели утихнуть страсти по поводу обвинения Б.Акунина в экстремизме путем написания и публикации романа «Весь мир – театр» от нижегородского пожизненного сидельника, как тоже нижегородская организация – молодежное объединение «Новые люди» решила внести свой вклад в дело неусыпной борьбы.
На сей раз досталось Захару Прилепину. Юные «цензоры» просят Минюст и Министерство образования РФ разобраться с книгами писателя «Санькя» (которую почему-то в заявлении назвали «Санька») и «Черная обезьяна».

Как отметил в своем блоге писатель: «Новость очень приятная. Земляки мои стараются, заботятся обо мне.»

Ждем продолжения.



@темы: Книги, Общество

14:59

Дожили

В издательство «Захаров» поступило требование из правоохранительных органов предоставить объяснительную записку о заключении договора с Б.Акуниным, а также выслать экземпляр романа и все документы, касающиеся его публикации. Плюс, контактные данные Григория Чхартишвили «для дальнейших проверочных мероприятий».
Поводом интереса к Григорию Чхартишвили (он же Борис Акунин) послужил роман из серии про сыщика Эраста Фандорина «Весь мир – театр», вышедший аж в 2009 году. В нем ищут проявления экстремизма.

Вот что пишет по этому поводу в блоге сам писатель:
«Ну всё, моей преступной деятельности, кажется, наступает конец. Какой-то бдительный человек раскрыл истинную суть моего так называемого творчества, поделился своим открытием с компетентными органами, и те, конечно же, сразу увидели: это не бред и не осеннее обострение, это очень серьезно. Я сразу понял, что на сей раз мне не уйти от изобличения… Всё, пошел жечь шифровки и уничтожать улики. Может быть, мои «контактные данные» уже установлены вследствие сложных оперативных мероприятий, и мчится, мчится с сиренами группа захвата»
Но оказывается, что это не первое подобное обвинение.
«Пару лет назад один истинный патриот уже пытался привлечь меня к ответу за оскорбление национального достоинства коренного этноса Российской Федерации, но тогда мне удалось выйти сухим из воды. С бесконечным цинизмом и змеиной хитростью я написал в истребованной от меня объяснительной записке, что мнение, высказанное персонажем, не всегда совпадает с позицией автора и что я отношусь к русской нации, как и ко всем остальным нациям на свете, с глубоким уважением. «Ну да, - сказал наивный сотрудник прокуратуры. – Лермонтов вон вообще написал «немытая Россия, страна рабов, страна господ». Что ж его теперь, привлекать, что ли?».

Шизофреников и доносчиков во все времена было достаточно. Но если власти вместо направления заявителя к психиатру заводят дело и тратят время и силы на его расследование, то, наверное, что-то в нашем обществе не так.
Слишком уж памятны аналогии.

Апгрейд

Выявляются некоторые подробности.
Оказывается заявление о наличии в книге Б.Акунина «Весь мир – театр» экстремистских высказываний поступило в прокуратуру города Нижний Новгород от осужденного к пожизненному лишению свободы.
После того, как информация о следователе, сразу же грозно наехавшего на издательство, стала широко обсуждаться в блогосфере, Следственный Комитет поправил коллегу из соседнего ведомства и принял решение «об отказе в возбуждении уголовного дела в связи с отсутствием события преступления».

Ура, здравый смысл восторжествовал! :)




@темы: Книги, Общество, Акунин

Эта сказка давно гуляет по рунету, но я решил ее все-таки выложить ее текст и иллюстрации. Вдруг кто-то еще не видел. :)
Автор «Кота, который жил миллион раз» Соно Йоко (Sano Yoko, Япония).

Кот, который жил миллион раз

Однажды был кот, который жил миллион лет. На самом деле он миллион раз умирал и снова возрождался. Красивый полосатый кот. Миллион людей любили его, миллион людей оплакивали однажды его смерть. Кот же не плакал ни разу...
В одну из жизней кот принадлежал королю, коту было абсолютно наплевать на короля. Король же постоянно воевал и, поместив кота в красивую корзину, он брал его с собой на поле боя. Однажды прилетела стрела, которая насмерть поразила кота. В самый разгар битвы король, обняв кота, плакал... Король больше не хотел воевать. Он вернулся домой и похоронил кота во дворе перед дворцом.



читать дальше

Позаимствовано отсюда - all-japan.

@темы: Книги, сказки, О книгах и фильмах

Думаю, что многие москвичи (и не только москвичи) знают прекрасный магазин «интеллектуальной» книги в Малом Гнездиковском переулке (даю ориентир - напротив «Му-му») под необычным название «Фаланстер».
Что меня лично поражает в этом магазине – так это огромнейших ассортимент с ценами на 50% меньшими, чем в крупных книготорговых сетях.
Из всех проектов подобного рода он оказался самым долгоживущим. Закрылись «Графоман», Аd Marginem, «Лавка исторической книги», «ОГИ» то открывается, то исчезает, а «Фаланстер», не смотря на арендную плату по 6500 евро в месяц, не только выживает, но даже и расширяется.
Как может функционировать в наше время такой маргинальный проект, рассказывает в своем интервью его основатель – Борис Куприянов.
Рекомендую.

пятница, 17 июня 2011 года, 18.00

Борис Куприянов: «Восстановить коммуникацию между человеком и книгой»Борис Куприянов: «Восстановить коммуникацию между человеком и книгой»

Вернуть чтение в повседневную жизнь, восстановить утраченные сегодня коммуникации между человеком и книгой — не простые слова. Для Бориса Куприянова и команды книжного магазина «Фаланстер» это главное дело жизни. Здесь одни из самых низких наценок на книги при цене аренды 6500 евро в месяц за 110 кв. м, а к посетителям относятся прежде всего как к союзникам и учителям. Подробнее




@темы: Книги, Литература, Фаланстер

Продолжение. Начало – здесь и здесь.

Ницше не призывает к агрессии и разрушению. Он не призывает к убийству врага. Его позиция – нельзя позволить врагу убить вас, разорить ваш дом, унизить ваше достоинство. А для этого лук и стрелы всегда должны быть готовы к бою. Получается этакий путь самурая в массовом масштабе.

Осознавая то или нет, Ницше затронул один из фундаментальных вопросов человеческой эволюции.
Существует несколько векторов развития человечества – удаление от естества природы; рост технологической мощи, демографический, интеллектуальный, организационной сложности. Но есть еще одна не столь очевидная закономерность – это регулярные антропогенные (вызванные деятельностью человека) кризисы и закон технико-гуманитарного баланса. Последний гласит: чем мощнее технологии, тем более качественные средства сдерживания необходимы для сохранения социальной системы.

Все развитие человечества идет по одному сценарию – изобретение нового орудия массового убийства, демонстрация его мощи, и, когда количество трупов превышает некий психологический рубеж, выработка сдерживающих механизмов агрессии, обычно за счет усложнения структуры социума.

Наглядный пример - кризис «осевого времени». (Термин введен К.Ясперсом для обозначения эпохи мировой истории, начатую появлением «человека такого типа, какой сохранился и по сей день»).

За несколько веков, охватывающих середину I тысячелетия до н.э., передовые цивилизации, развившиеся в удаленных друг от друга регионах и по видимости слабо между собой связанные, испытали влияние новых идей, глубоко преобразивших облик культуры. Человечество пришло к понятиям морали и совести, появилось то, что мы теперь называем личностью, ответственностью, нравственным выбором и т.д. Представитель культуры, прошедшей уроки Заратуштры, иудейских пророков, Будды, Конфуция, Сократа, уже живет в пространстве реальных ценностных альтернатив, а потому лично ответствен и нравственно подсуден...
Сравним.
Это до:
"Воинов города Харимме, коварного супостата, оружием я побил, никого не оставил, трупы их на кольях я развесил, вокруг города велел поставить ... Вражеское войско стрелами и дротиками я преуменьшил и все тела их пронзил, словно решето... Словно жертвенным баранам, перерезал я им горло, дорогие [им] жизни их я обрезал, как нить... Колеса моей боевой колесницы, ниспровергающей скверного и злого, разбрызгивали кровь и нечистоты. Трупами бойцов их, словно травой, наполнил я землю. Я отрезал им бороды и тем обесчестил, я отрубил им руки, словно зрелые плоды огурцов... Для преследования их я направил за ними свои колесницы и конницу. Беглецов их, которые ради жизни ушли, там, где настигали, сражали оружием...".
Это после (описание похода императора Ашоки, принявшего буддизм):
"Такая скорбь охватила Угодного Богам оттого, что покорил он жителей Калинги. "Ведь покорить [никому] не подчиненную [землю] — это убийство, смерь или угон людей" — вот мысль, которая сильно печалит Угодного Богам. ...И сколько бы людей в то время, когда были покорены калингяне, ни было убито или умерло, или уведено оттуда,— даже сотая часть этого числа, даже тысячная часть тяготит теперь Угодного Богам. И если кто причинит вред, Угодный Богам считает, что надо прощать, насколько простить возможно..."

В XIV-XII веках до н.э. всю область цивилизованных стран охватил тяжелый аграрный и демографический кризис, перекинувшийся также на обширные пространства Азии и Европы, где еще не сложились государства. Население продолжало расти, а все земли, годные для возделывания при наличной (бронзовой) технологии, были уже освоены. В XII—XI веках до н.э. на Переднем Востоке, в Закавказье, в Восточном Средиземноморье стало распространяться массовое и дешевое производство железа, что решающим образом повысило качество боевого оружия (и лишь затем орудий труда). При обострившейся конкуренции за территории значительно более кровопролитными стали войны. Профессиональные армии с тяжелым и дорогостоящим бронзовым оружием уступили место своего рода массовым народным ополчениям, поскольку надежное и дешевое железо позволило вооружить все мужское население.
Новым условиям уже не удовлетворяли нормы и ценности, сложившиеся в прежнем историческом опыте. Ибо люди получили в свои руки слишком мощные средства разрушения — на сей раз прежде всего разрушения социальной среды,— что опять-таки обернулось угрозой для существования общества. …Ценностный переворот осевого времени создал основу для более эффективных механизмов сдерживания агрессии.
(Назаретян А.П. «Агрессия, мораль и кризисы мировой культуры»).

***
читать дальше

@темы: Книги, Ницше, Так говорил Заратустра

Продолжение. Начало – здесь.

Теперь пришла пора поговорить о другом важном моменте в тексте Ницше.
Речь пойдет о небольшой главке из «Речей Заратустры».

О войне и воинах

Мы не хотим пощады от наших лучших врагов, а также от тех, кого мы любим до глубины души. Позвольте же мне сказать вам правду!
Братья мои по войне! Я люблю вас до глубины души; теперь и прежде я был вашим равным. И я также ваш лучший враг. Позвольте же мне сказать вам правду!
….
Будьте такими, чей взор всегда ищет врага – своего врага. И у некоторых из вас сквозит ненависть с первого взгляда.
Своего врага ищите вы, свою войну ведите вы, войну за свои мысли! И если ваша мысль не устоит, все-таки ваша честность должна и над этим праздновать победу!
Любите мир как средство к новым войнам. И притом короткий мир – больше, чем долгий.
Я призываю вас не к работе, а к борьбе. Я призываю вас не к миру, а к победе. Да будет труд ваш борьбой и мир ваш победою!
Можно молчать и сидеть смирно, только когда есть стрелы и лук; иначе болтают и бранятся. Да будет ваш мир победою!
Вы говорите, что благая цель освящает даже войну? Я же говорю вам, что благо войны освящает всякую цель.
Война и мужество совершили больше великих дел, чем любовь к ближнему. Не ваша жалость, а ваша храбрость спасала доселе несчастных.

Враги у вас должны быть только такие, которых бы вы ненавидели, а не такие, чтобы их презирать. Надо, чтобы вы гордились своим врагом: тогда успехи вашего врага будут и вашими успехами.
Восстание – это доблесть раба. Вашей доблестью да будет повиновение! Само приказание ваше да будет повиновением!
Для хорошего воина «ты должен» звучит приятнее, чем «я хочу». И все, что вы любите, вы должны сперва приказать себе.
Ваша любовь к жизни да будет любовью к вашей высшей надежде – а этой высшей надеждой пусть будет высшая мысль о жизни!
Но ваша высшая мысль должна быть вам приказана мною – и она гласит: человек есть нечто, что должно превзойти.
Итак, живите своей жизнью повиновения и войны! Что пользы в долгой жизни! Какой воин хочет, чтобы щадили его!
Я не щажу вас, я люблю вас всем сердцем, братья по войне! –
Так говорил Заратустра.


***
Кажется вот он – первоисточник речей Гитлера. «Вы говорите, что благая цель освящает даже войну? Я же говорю вам, что благо войны освящает всякую цель.
Война и мужество совершили больше великих дел, чем любовь к ближнему».
Но, возможно, не все так просто.

Вот здесь я писал о двух архетипах мышления – западном и восточном. В сущности, каждый человек, каждый народ хочет быть счастливым. И для этого существует два пути. Западный – путь побед, достижения все новых и новых целей. И восточный – выстраивания внутреннего спокойствия безотносительно внешних свершений.
«О войне и воинах», на мой взгляд, представляет собой гремучую смесь – в уста восточного философа вложен западный архетип.

Продолжение следует.

@темы: Книги, Ницше, Так говорил Заратустра



Г.К. Честертон в своей статье «Льюис Кэрролл» писал: «Алиса» - классика; а это значит, что ее превозносят люди, которые и не думали ее читать». И еще: «Эта книга, без которой не может считаться полной ни одна библиотека джентльмена; книга, которую потому он никогда не рискнет снять с полки».

«Так говорил Заратустра» Фридриха Ницше уже давно принадлежит к разряду «классики». И я бы очень хотел посмотреть на того человека, который дошел до конца четвертой главы.
Продраться сквозь «Так говорил…» – величайший труд и, думаю, мало кому удалось это сделать. (Лично мне потребовалось три попытки). Ницше, добровольно заточивший себя в сумасшедший дом, решил написать новое Откровение. И как всякое Откровение оно туманно и понятно только для избранных. Даже серьезные переводчики местами явно искажают текст, запутавшись в хитросплетниях его мысли.
Впрочем, это и немудрено. «Неадекватность» писавшего местами явно проступает сквозь текст. Помнится, меня еще при первом чтении поразила фраза о том, что «последние» люди постоянно моргают. Слишком уж нелогичным было это действие. Но сверка с «академическим» переводом показала – действительно моргают. А когда в «Предисловии Заратустры» к первой части прямо заявляется: «Нет пастыря, есть одна лишь паства! У всех людей одинаковые желания, все равны. Тот, кто мыслит иначе, добровольно уходит в сумасшедший дом», - все становится на свои места.
И далее по тексту: «Прежде весь мир был безумным», - говорят самые проницательные из них и моргают».
***
В качестве главного героя своих Откровений, Ницше выбрал почему-то Заратустру. Конечно, это некий абстрактный образ мыслителя, в уста которого вложены идеи автора. Но удивляет сам выбор.
Ученые до сих пор спорят, был Заратустра (Заратуштра) реальным человеком или это собирательный образ целой плеяды великих мудрецов. Одно бесспорно, он (они) жил в Иране между Х и VII веками до н.э. и был одним из самых великих гениев человеческой истории. Он первым поставил столько узловых вопросов бытия и предложил столько оригинальных решений, что действительно трудно поверить в единоличное авторство.
До Заратустры не существовало общего представления о Добре и Зле как вселенских началах, о борьбе между ними и об окончательной победе Добра над Злом. О способности каждого человека различать доброе и злое, о свободе индивидуального выбора и ответственности за свой выбор.
От Заратуштры ведут начало образы Бога и Дьявола, рая, ада и даже чистилища (в виде узкого моста над пропастью, по которому способна пройти, не сорвавшись, только праведная душа). От его ближайших сподвижников, не дождавшихся наступления Божьего царства при жизни Учителя, - образы Второго пришествия и Страшного Суда, и даже Матери-девственницы, от которой через 3 тысячи лет после ухода Отца должен родиться Сын Заратуштры.
Предполагается, что иудеи познакомились с зороастризмом в VI веке до н.э., во время «вавилонского пленения», и соприкасались с ним, живя в составе Ахеменидской империи. Именно они стали передаточной инстанцией идей великого иранца к христианству и исламу.

читать дальше

@темы: Книги, Ницше, Так говорил Заратустра

Грустно, когда ожидания обманываются. Раскрывая очередную книгу В. Пелевина, хочется еще раз получить то интеллектуальное удовольствие, которое несли в себе «Затворник и Шестипалый», «Чапаев и Пустота», «Generation «П», но, переворачивая последнюю страницу «Empire V», видишь перед собой уставшего, обиженного на весь белый свет писателя, который хочет вылить на тебя всю ненависть и грязь, которые накопились в его душе.

У Пелевина сейчас уже с уверенностью можно выделить три периода:
- ранний;
- средний;
- текущий.
И если в «среднем» периоде он предстает перед читателями в качестве Мыслителя, глядя на которого все время задираешь голову вверх, то в сегодняшнем Викторе Олеговиче проступают отнюдь не лучшие черты Пелевина-раннего.
Прежде всего, это прямо-таки патологическая ненависть к богатым. Уж не знаю, чем они его так обидели, но то, что копилось в «Греческом варианте», «Who by Fire», и прошло все-таки фоном в «среднем периоде», расцвело пышным цветом в «ДПП», «Священной книге оборотня» и получило свое логическое завершение в высшей цели всего человечества – производстве баблоса.
Второй неприятный, по крайней мере для меня, момент – это постоянный отсыл к гомосексуальным мотивам.

«Empire V» можно сказать, «развивает» идеи, заложенные в «Generation «П», последней вершине «среднего периода».
Все так же главным «теневым» героем является богиня Иштар, которая и производит баблос. А вампиры переквалифицировались из сосания «красной жидкости» в сосание другой крови – экономической – квинтэссенции денег. И вообще, все люди выведены вампирами из обезьян именно для производства баблоса.
Совершенно тупиковая, на мой взгляд, идея, к тому же весьма слабо реализованная с литературной точки зрения.
(Справедливости ради необходимо отметить и наличие «отщепенцев», почему-то названных в романе толстовцами, которые предпочитают по старинке закусывать человеческой кровью).

Суть литературы – отображение идей в образы. Последние романы Пелевина превращаются в голые идеи, слегка приправленные литературным обрамлением. Герои по поводу и без повода вдруг пускаются в пространные рассуждения, совершенно не мотивированные сюжетной линией. И очень трудно отбиться от мысли, что перед тобой очередные «Избранные места из переписки с друзьями».

Литература – это всегда исповедь. Писатель «вынужден» выворачивать себя наизнанку, иначе текст превратится в набор слов, за которыми ничего не стоит. Не уверен, что мне приятно глядеть на сегодняшние «внутренности» Виктора Олеговича. Слишком много там накопилось ненависти и черной желчи. По всей видимости, кризис среднего возраста наложился на творческий, а жесткий контракт с издателем требует выдавать каждый год по роману.



@темы: Книги, Литература, О книгах и фильмах, Пелевин

Я все ждал, когда наконец изобретут электронную книгу. Потребность в ней уже «лежала на поверхности» и даже удивительно, что все электронные монстры не бросились в гонку за первенство в этом направлении.
Но, похоже, дело начинает сдвигаться с мертвой точки.

Hewlett-Packard на выставке HP Mobility Summit в Шанхае представил концепт электронной книги.
Книга поддерживает Linux, и USB соединение, чтобы можно было перезаписывать текст на другие носители. Планируется WI-FI соединение.

А это сам концепт.

Электронная книга

На самом деле это будет революционное изобретение. Рухнет целая отрасль экономики – книгоиздание, и стоимость книг уменьшится раз в пять-десять. Но, с другой стороны, начнутся проблемы, с которыми никак не может справиться музыкальная индустрия. Свободное копирование файлов очень быстро приведет к тому, что писательством будут заниматься только из любви к искусству. :)

@темы: Интересности, Книги