Стандартное начало стандартной рекламы шоколадного батончика. Но в красивой упаковке оказывается палец орангутанга, кровь из которого брызжет на клавиатуру и весьма выразительно растекается по столу.
Таким образом Greenpeace с помощью YouTube объявила войну компании Nestle. Активисты обвинили кондитерского гиганта в вырубке колоссальных массивов индонезийских джунглей ради пальмового масла. Оно используется в разных продуктах Nestle, что, по утверждению Greenpeace, угрожает не только флоре Борнео и других островов, но и фауне: жизнь популяции орангутангов под угрозой.
Удар был точно рассчитан, после этого ролика шоколадный батончик ничего кроме отвращения вызывать не может.
Но самое поразительное в этой истории – жалкая реакция кондитерского гиганта. Корпорация заявила, что не использует масло того поставщика, которого обвиняют в массовых вырубках леса, хотя, возможно, оно могло попасть в продукты косвенным путем, через поставки от других импортеров. И далее. Nestle обязуется к 2015 году использовать только сертифицированные сорта пальмового масла, полученные исключительно под контролем экологических организаций.
Но если копнуть еще поглубже, то у Greenpeace не было никаких прямых доказательств (обнародованные документы скорее говорят об обратном) и гигант был выбран ради широкого резонанса акции.
В начале 2010 года Greenpeace атаковала еще одного своего глобального врага – нефтяную компанию Shell. В ее руках оказались адреса и даже домашние телефоны 176 000 сотрудников и клиентов компании Shell. По их электронным ящикам был разослан документ о вреде, который нанесла нефтедобывающая компания природе Нигерии. Как выяснилось позже, утечка, скорее всего, организована в рамках специальной программы Greenpeace по внедрению своих агентов в крупные бизнес-структуры.
Несмотря на большой резонанс, в Shell предпочли замять скандал.
Складывается очень интересная картина, наблюдаемая во многих областях человеческой жизни. Вначале возникает организация с весьма благородными целями. Активисты-мученики идут на все ради идеи.
В 2004 году руководство Samsung, когда экологи забаррикадировали проход на одном из корейских заводов, привлекло полицию, чтобы обеспечить работоспособность предприятия, а четверо активистов пошли под суд.
В 1996 году на три дня пропали два активиста, планирующие устроить пикет у американского порта Провиденс. Позже выяснилось, что все это время пикетчики незаконно находились в помещении портовой службы безопасности, где их допрашивали о возможных планах организации. И список гонений можно еще долго продолжать.
Но со временем, когда за дело берутся не одиночные пассионарии, а профессиональные менеджеры, интересы начинают замыкаться на саму организацию. Экология оказалась не просто идеей, а достаточно прибыльным бизнесом. Не случайно с 2006 года Greenpeace поменяла стратегию, переключившись с прямых акций на обработку общественного мнения.
Результаты не заставили себя ждать. В декабре прошлого года экологи подписали соглашение с Coca-Cola. Теперь они вместе будут бороться за снижение эмиссий углекислого газа. (А ведь еще десять лет назад активисты Greenpeace призывали ко всемирному бойкоту напитков американского гиганта).
Что-то до боли знакомая картина. Оказывается методика настолько универсальна, что совершенно не важно, что лежит в ее основании. Борьба ли за орангутангов и прочую живность или за царство божие. Главное – это хорошо отстроенная структура и мощный пиар.
На закуску (в буквальном смысле) – ролик от Greenpeace про KitKat.
P.S. Кому хочется подробнее – пожалуйста сюда.