В девятом номере «Эксперта» за этот год была опубликована статья «Поставщик дворов их глобальных величеств»- интервью с гендиректором питерской компании «Морион» - Яковом Вороховским. И хотя компания небольшая – оборот около 12 млн. $, но поучителен их путь на мировую арену.
Вороховский принял завод в 1994 году с 1400 работающими и оборотом в 600 тыс. $. Сейчас работает в три раза меньше. Основная продукция «Мориона» предназначена для рынка B2B. Это кварцевые генераторы – высокоточные частотозадающие устройства. Основное применение – станции для мобильной связи, радиолокация, навигация.
Чем хороша статья – в ней полностью описан путь от генераторов в нестандартных корпусах и с нестандартными разъемами. «Может, у вас и очень хорошие генераторы, но по виду они страшные! Видимо, они похожи на ваши танки?» - заметил Вороховскому в Швейцарии один известный человек. Далее private labeling под крышей авторитетного Юргена Стаудта. Технологический аудит, квалификация продукции (qualification) и попадание в список сертифицированных поставщиков мировых гигантов электроники.
Очень интересно рассказано об оценке рисков – технологических, платежеспособности, экологических, персонала, научных исследований и т.д.
Подробна описана роль EБРР (они владеют 50% акций) и структура их вложений – немного денег, кредит под западную ставку и оплата услуг западных консультантов. По своему опыту знаю – ЕБРР в России работают как хищники. Вложив пару-тройку миллионов, они выйдут минимум с десятью.
Другой интересный момент – система виртуального партнерства для ключевых сотрудников.
Года два тому назад в том же «Эксперте» была публикована статья о небольшом заводе, по-моему, в Павловске. Они выпускают складывающиеся при авариях рулевые колонки для «Мерседеса». Так там инструкции прописаны даже для уборщиц! А главный вывод можно проиллюстрировать одной фразой директора: «Наши руководители автопрома могут спать спокойно. Они даже не представляют уровень качества, требуемый западными фирмами».