В 13 номере «Эксперта» опубликована статья Юлии Поповой «Роман с действительностью» о VI московском фотобиенале.
VI московский фотобиеннале ввиду закрытия Московского дома фотографии на реконструкцию проходит по всей Москве – Манеже ГУМе, Музее архитектуры, Центральном доме художника.
Статья продолжает размышления о месте и роли фотографии как вида искусства, неявно противопоставляя работы российско-советских и зарубежных фотохудожников.
Главные темы биеннале — «Соблазны», «Конфликты» и «Путешествия».
Одна из самых интересных выставок – перспектива Брассая, снимавшего в 20-х-30-х годах прошлого века Париж. Он первым открыл бесстыжую сексуальность растений, снятых крупным планом (?) и создал классический эпос о публичных домах. Проститутки Брассая с их грубыми лицами, равнодушными глазами и оплывшими телами, с непременными складками на боках — настоящие кариатиды полусвета, типажи, найденные с точностью, какая до этого удавалась лишь Тулуз-Лотреку.
Ян Саудек – классик чешской фотографии снимает обнаженных женщин, мужчин, стариков и детей. Но если у Саудека детская невинность — это особо изощренная порочность, то у немки Лоретты Люкс детские портреты имеют второе, третье и далее дно.
«Перед нами вроде бы милые детки, наряженные в хорошенькие платьица, на фоне идиллических пейзажных задников. Только что-то с этими детками не так. То ли слишком они одиноки, то ли выражение глаз слишком взрослое, то ли пропорции у них какие-то утрированные, то ли изображения их так в компьютере замучены, что личики и ручки как будто сделаны из какого-то гладкого пластика. То есть для детей они слишком неживые, а для пупсов слишком натуралистичные. Сладкие и не то чтобы гадкие, но вызывающие какое-то беспокойство: глаз не оторвать, но чем дальше смотришь, все больше жути просвечивает сквозь красоту. В общем, и милашки, и монстрики одновременно; то есть просто дети, по версии Лоретты Люкс.»
(К сожалению в электронной версии журнала исчезла фотография этих монстриков-близняшек ).
Об остальном лучше почитать в самом журнале и посмотреть на выставке.
Сергей Братков «Русский летчик» (1998)