В преддверии выхода на экраны «Кода да Винчи» хотелось бы поговорить о целом направлении литературы, ставшим мейнстримом в последнее время – интеллектуальном триллере.
Вершиной этого направления является, на мой взгляд, несомненно, Умберто Эко. Лавры «Имени розы» до сих пор не дают покоя литераторам всего мира.
Этот жанр можно назвать беллетризацией некой суммы достаточно серьезных знаний. Эко – один из крупнейших специалистов по средневековью. Но его исследования об «Эстетике Фомы Аквинского» или «Семиологии обыденной жизни» прочитало несколько тысяч специалистов. Роман «Имя розы» был издан миллионными тиражами на многих языках и экранизирован. И тем не менее, и он потребовал хотя бы минимального глоссария, который объяснил бы кто такие альбигойцы или Фома Кемпийский и что такое кукана.
Детективная история с поиском рукописи Аристотеля играет в романе одну лишь из ролей. Читатель незаметно для себя полностью погружается в реалии того времени, совершая своеобразное «путешествие».
После этого в литературу ринулись профессора и специалисты разных мастей, к сожалению, забывая что книги создаются не только знаниями, но и Духом. (Желание Барта написать книгу такой толщины, чтобы название на ее корешке можно было бы написать горизонтально, похвально, но кто ее будет читать!)
Даже у самого Эко не получилось повторить свой же успех и «Маятник Фуко» оказался слишком перегруженным информацией в ущерб действию и целостности романа.

Исторически сложилось, что появилось два типа «интеллектуальной» литературы. В одном случае роман полностью строится на той или иной эпохе или области знаний. Во втором, исторический или специальный антураж используется как дополнение к сюжету.
В «Парфюмере» Патрика Зюскинда мы находим детальное описание приготовления духов, а «Смилла и её чувство снега» Питера Хёга содержит развернутую информацию о льдах Гренландии.

Но вернемся к «Коду да Винчи».
Это четвертая книга Дэна Брауна. Думаю, что многие уже успели прочесть ее, и не буду останавливаться на сюжете. Отмечу только, что в ней Браун нашел золотую середину между энциклопедичностью и сюжетностью.
Дальнейшее продолжение жанра уже не столь оптимистично.
Питера Демпфа спасает только шедевр, о котором он пишет – знаменитый триптих Босха. В его «Тайне Иеронима Босха» сделана не очень удачная, на мой взгляд, попытка реконструкции событий, которые вдохновили живописца на его создание. Сам факт, что этот триптих настолько отличается от всего того, что было создано в живописи до Босха и после него, уже обеспечивал книге популярность, но она оказалась не столь продолжительной.
Дочитать до конца пятьсот с лишним страниц «Египтолога» Артура Филлипса – надо иметь мужество. В конце концов, мифический Атум-Хаду с его эротическими стихами и дневник Ральфа М. Трилипуша, то ли профессора, то ли просто самоучки настолько достает читателя, что неизвестно какое желание сильнее – раскопать наконец-то эту мифическую гробницу или дочитать до конца книгу.