В журнале «Эксперт» (№ 21 за 2006 год) опубликована статья «Игрок» о необычном повороте в судьбе одного из первых миллионеров на постсоветском пространстве – Германе Стерлигове.
В начале небольшой фрагмент лида к статье (Наталья Архангельская пишет образно).
«В романе «Элементарные частицы» Мишеля Уэльбека есть такой формат героев — предтечи. Они, не ведая по каким законам природы, радикально опережают свое время. Опережают не по идеям, подобно выдающимся философам, а по избираемому ими образу жизни. Не надо думать, что предтечи подобны ангелам, несущим исключительно благие вести. Предтечи, по Уэльбеку, часто эгоцентричны, асоциальны, готовы нарушить нормы текущего социального устройства, не считаясь ни с ближними, ни с дальними. Они нещадно корежат обыденную жизнь, но в этих разломах мы можем, если захотим, разглядеть свое будущее. Конечно, опробованные предтечами новые формы жизни, получив признания масс, станут комфортными и гладкими. Они совпадут с самыми высокими нравственными нормами, которым сочтет за счастье следовать любой обыватель. Увы, за двадцать-тридцать лет до этого предтечи вопиюще циничны или наивны, или смешны.»
Метаморфозы жизни этого человека поистине уникальны. Биржа «Алиса» (по имени любимой собаки) приносила в день по миллиону. Он был третьим или четвертым в списке богатейших людей России. Замок в Бургундии, счета за рубежом – все как полагается. Затем был уход из бизнеса, занятие партстроительством, неудачное участие в президентской гонке, потеря большей части денег.
Сейчас Герман Стерлигов живет на хуторе на границе Московской и Смоленской областей и на визитках пишет «Овцевод, гусевод, кроликовод». Первый построенный им дом сожгли местные аборигены. Сейчас он живет в доме, который называет острогом. Это строение на самом деле исторически является домом воеводы, а не местом заключения.
Стерлигов стал истово верующим и в вере воспитывает своих пятерых детей.
На хуторе нет проводного электричества, телевизора и многих благ цивилизации. Фактически это самодостаточное натуральное хозяйство, до которого можно добраться только на вездеходе.
А далее идет большой монолог о мире, о душе, о жизни.
Конечно, что-то приукрашено, но то, что это своеобразный духовный подвиг – этого отнять нельзя.
Настоятельно рекомендую прочитать.