В России комикс до сих пор почему-то воспринимается как неуклюжая смесь карикатуры и анимации, как развлечение не слишком продвинутой молодежи. Между тем на Западе уже многие годы комикс – это самостоятельный вид искусства. Все началось в 60-е годы XX века, когда постмодернисты на гребне психоделической революции перемешали все жанровые границы. На поверхность вышел так называемый подпольный комикс, появившийся после введения в конце 50-х годов в Америке цензуры на рисованную эротику и сцены насилия. Развиваясь вдали от потребительских вкусов, подпольный комикс далеко отошел от стандартной продукции основных игроков этого рынка – компаний DC Comics и Marvel, поставивших на поток похождения разнообразных спасателей-сверхгероев.
Комикс, выйдя из подполья, стал частью актуальной культуры. Роберт Крамю, автор знаменитых похождений хиппующего кота Фрица, оформил пластинку Дженис Джоплин «Cheap Thrils», а также создал комикс версию хита Джимми Хендрикса «Purple Haze». Но комикс, как высокое искусство стали воспринимать после появления в начале 70-х годов серии «Maus» Арта Шпигельмана, тоже в свое время подпольного художника. Шпигельман, сын прошедших через нацистские концлагеря польских евреев, создал целую рисованную серию на тему Холокоста (или, по другому, Катастрофа - так называется уничтожение евреев нацистами). На мышей-евреев в «Maus» охотятся нацисты-коты и помогают им в этом свиньи-поляки.
Развиваясь и усложняясь, комикс кроме привычной газетно-журнальной среды обитания обосновался в арт-салонах и серьезных издательствах. Нынешние «взрослые» комиксы издаются в виде толстых альбомов, продаются в художественных магазинах и хранятся в специальных библиотеках. В конце 80-х годов центр серьезной комиксной культуры переместился из Америки в Европу, где работают крупнейшие представители жанра – итальянец Мило Манара и французы Мебиус и Луазель. (Мебиусу сценарии для комиксов писал даже Феллини).
Во Франции государство даже поддерживает комиксную индустрия, закупая первые оттиски видных мастеров и помещая их в специальный музей.
Но существует регион, где комиксы превратились в главный вид искусства. В Японии в манги переделывают все – от учебника по физике и Достоевского до инструкции к холодильнику. Они составляют 80% печатной продукции. Увы, никакого авторского подхода нет и в помине – конвейер безымянных художников выдает на-гора одинаковых персонажей, с громадными глазами и вздернутыми носиками.