После землетрясения в Японии появились статьи, что ничего страшного не произошло. Восстановление экономики и жилья, наоборот, приведет к немереному росту ВВП Страны Восходящего Солнца. Идея просто дикая, но рынок на пару дней поддержавшая.
А потом стали появляться трезвые голоса, описывающую реальность, данную в ощущениях. Aндрей Дикушин – наш человек в Лондоне. Когда-то закончил МГИМО, а сейчас преподает в London Business School. Уже давно просматриваю посты в его блоге и, сразу скажу, с головой у него все впорядке.

Но вернемся к Японии. Вот что пишет Андрей.
«Во-первых, потери экономики составят куда больше, чем заявленные 2-4%. И не только в Японии. Все вдруг вспомнили, что это не мир, где есть США и Китай (ну ЕС со своими проблемами где-то с края). Япония тоже очень большая экспортно-ориентированная страна, занимающая очень важное место в мировой торговле.
Во-вторых, долгосрочные последствия ядерной аварии, которую, к слову сказать, еще далеко не устранили, вообще никто не понимает. Но уже начали говорить, что двадцатимильная зона отчуждения может остаться на десятилетия. Что произойдет с японскими агро- и аква-бизнесом тоже никто пока оцифровать не может. А это значимая часть внутренней и экспортной экономики, а также очень важная часть политического истеблишмента страны.
В-третьих, становится непонятно, что делать с энергобезопасностью страны, если придется, а это факт, сокращать долю ядерной энергетики. Как ни крути, ценник на энергоресурсы получил новую поддержку.
В-четвертых, пораненная экономика опять выставила на всеобщее обозрение старую рану в виде немереной долговой нагрузки в 200% ВВП. Япония как-то функциклировала по сей день, что являлось эмпирическим доказательством отсутствия проблемы. Но мальчик-то есть. Пока все работало за счет высокой нормы сбережений внутри страны. Однако, все понимали, что со стареющим населением — это не есть быть вечно. Но об этом можно было подумать завтра. Потребность перенаправить сбережения на восстановления может приблизить это самое завтра.
В-пятых, что на самом деле произошло и произойдет с коллективным японской психикой и взглядом на будущее? Знаю только, что у них индивидуально и коллективно очень специфический взгляд на жизнь. На окружающий мир они смотрят очень осторожно, считая окружение угрозой для своего уклада жизни. Теперь становится очевидно, что их мир хрупок не только из-за давления во вне, но из-за внутренней хрупкости. Последствия этого сюжета могут быть совсем непредсказуемы».


Уже даже появились оценки, на кого может напасть Япония, чтобы завоевать новое жизненное пространство. Но, на мой взгляд, скорее всего, будет реализован Израильский вариант. Евреи не завоевывали Палестину, по крайней мере, на начальном этапе. Рокфеллер тупо скупал земли и переселял на них народ. Конечно, это все равно в итоге не спасло от конфликтов, но времена меняются.