Кот Шрёдингера ближайший родственник демона Максвелла.
Только, если последнему приходится непрерывно трудиться, поднимая и опуская заслонку, разделяя молекулы, то коту гораздо легче. От него требуется всего два состояния – или жив, или мертв.
Суть мысленного эксперимента великого физика, заключается в том, что в закрытый ящик помещён кот. В ящике есть механизм, содержащий радиоактивное ядро и емкость с ядовитым газом. Вероятность того, что ядро распадётся за 1 час, составляет 50%. Если ядро распадается, открывается емкость с газом и кот умирает. Согласно квантовой механике, если над ядром не производится наблюдения, то его состояние описывается суперпозицией (смешением) двух состояний — распавшегося ядра и нераспавшегося, следовательно, кот, сидящий в ящике, и жив, и мертв одновременно. Если же ящик открыть, то экспериментатор обязан увидеть только какое-нибудь одно конкретное состояние: «ядро распалось, кот мёртв», или «ядро не распалось, кот жив».



Вот такое немудреное и наглядное объяснение принципов квантовой механики. Хотя, если все-таки погрузиться в микромир, то, даже открыв ящик мы не можем с абсолютной точностью сказать, жив или мертв бедный кот, ибо существует теоретический предел точности одновременных измерений двух некоммутирующих наблюдаемых (принцип неопределенности Гейзенберга).

В общем, получается нечто подобное описанному на идущем ниже листке.



Но речь все-таки не о коте, а о его отражении в культуре. Из квантовой механики он смело шагнул на просторы культуры, обозначив собой героев, о которых точно нельзя сказать, живы они или нет.
Наиболее известен персонаж из книги Терри Пратчетта «Кот без дураков», который ведет свою родословную от того самого кота Шрёдингера.

О других вариантах можно прочитать – здесь.