В Исландии был поставлен уникальный эксперимент – Конституцию написал сам народ.
Но вначале, как дошли до такой жизни.

После разорения трёх крупнейших банков Исландии в октябре 2008 года, в стране начались недельные протесты. Чуть позже правое правительство, со своей неолиберальной программой правившее в течение 19 лет, было вынуждено уйти в отставку. На внеочередных парламентских выборах победила левая коалиция: Социал-демократический альянс набрал 29,8%, а его союзник Лево-зелёное движение (ЛЗД) – 21,7%. ЛЗД – это блок еврокоммунистов, троцкистов, маоистов, экологистов и активистов ЛГБТ. Премьером коалиция двух партий выбрала Йоханну Сигурдардоттир – первого в мире председателя правительства, не только открытую лесбиянку, но ещё и состоящую в гомосексуальном браке (что не мешает ей быть и многодетной матерью, имея трёх биологических сыновей).
Естественно, от такой гремучей смеси можно было ждать чего угодно.
И первое, что начали евросоциалисты – возвращение доверия простых исландцев к системе управления государством. Для этого надо было менять Конституцию, принятую еще в 1944 году при англо-американской оккупации острова.
В произвольном порядке (лотерейная система) в Национальную Ассамблею в 2010 году были выбраны из числа обычных исландцев 950 человек. В результате их работы был составлен «сырой», 700-страничный вариант Конституции.
Затем прямым голосованием из 522 человек был выбран Совет в количестве 25 человек, который и дорабатывал первоначальный вариант. Примечательно, что Совет был сформирован не из юристов и чиновников, а простых тружеников. В него вошли врачи, художник, рыболовы, домохозяйки, инженер, пенсионеры, инвалид и т.д.
Это он в полном составе.



Задача Совета была собирать через социальные сети и прямые обращения поправки и предложения, обобщая их в статьи новой Конституции. Всего поступило 370 поправок и 3600 комментариев.
В итоге 27 октября Конституция была вынесена на референдум и одобрена 67% избирателей при явке 49%. На том же референдуме 83% исландцев проголосовали за то, чтобы «все природные ресурсы были достоянием нации, а не частных лиц», а 57% высказались за придание Евангелическо-лютеранской церкви государственного статуса.

Вот такая она, народная демократия.
Подробнее – здесь.