Не вспомню сейчас, какое из религиозных течений проповедует постоянное присутствие Б-га на земле. Только облик любой принять он может. (Кстати, на этом основана древняя традиция гостеприимства. Никогда нельзя было сказать, кто перед тобой. Путник ли обыкновенный, иль Б-г в его обличии. Существует даже целый раздел греческой мифологии, посвященный наказанию за неприветливую встречу богов.)
Фильм «Остров» Павла Лунгина – это притча об еще одном воплощении Христа, живущем среди нас. Постоянное довление над душой красноармейца Анатолия Савостьянова старого греха – он по приказу гитлеровцев застрелил своего командира Тихона Яковлева – превращает его сначала в отца Анатолия в старинном монастыре на берегу Белого моря, а потом в нечто большее. И не важно, что Тихон выжил и даже стал адмиралом. Грех – это понятие внутреннее, а не внешнее.
Примечательно, что даже когда отец Анатолий узнает о выжившем Тихоне, все равно его последние слова будут: «Грехи душу жгут».
Что не понравилось в фильме – слишком прямые цитаты Евангелий. Эпизоды с мальчиком и изгнанием бесов уже, на мой взгляд, выходят за ту тонкую грань притчивости, которой пронизан фильм Павла Лунгина.
Примечателен еще один факт.
По данным NNS Gallup Media, основного агертсва, замеряющего рейтинги телевизионных передач, «Остров» уступил только новогоднему обращению Президента. (У президентского обращения рейтинг 29,5% и доля 54,2%. У «Острова» рейтинг 20,5%, доля 46,2%).
Факт этот многих шокировал.
Явный неформат, по логике коммерческих прогнозов интересный только съемочной группе и близким знакомым режиссера, приковал к экранам половину населения России. Оставив за собой беспроигрышные бенефис Максима Галкина, мифоисторический костюмный боевик «Троя» и даже целое новогоднее «Кривое зеркало».
Может быть действительно народ истосковался по честному разговору о проблемах души, нравственного выбора, страданиях совести… И в успехе «Острова» нашла свое отражение подлинная ненависть к засилью диванно-гостинного формата ток-шоу и мыльных опер вкупе с бестемпературной погодой рекламы.
«Остров» показал, что даже элитарный неформат может быть коммерчески успешен. Главное, чтобы теперь толпы халтурщиков не бросились возделывать новую открывшуюся делянку.
Отрадно также, что фильм оценили и профессионалы. Фильм Павла Лунгина получил шесть статуэток российской кинопремии «Золотой орел».
Отрадно, что приз за лучшую мужскую роль достался Петру Мамонову. На мой взгляд, он сыграл блестяще. (Примечательна судьба Мамонова. В бурные перестроичные года у него была популярная группа, даже скорее целый театр с марширующими под громко гудящие духовые пионерками. Потом он уехал в деревню и сосредоточился на своей основной специальности – переводчик с северных языков – норвежского, финского. Теперь он предстал в новом облике).
Награду получил и сценарист – Дмитрий Соболев. («Амфора» только что выпустила его книгу, которая так и называется «Остров». Рекомендую прочитать первооснову, которая местами сильно отличается от фильма.) И даже Виктор Сухоруков, за лучшую роль второго плана, сыгравший настоятеля монастыря.
Интересную рецензию на фильм можно прочитать здесь.