Признаюсь, после прочтения аннотации к этому фильму, сразу возникла настороженность. Главных героев охарактеризовали, как принадлежащих к уникальной породе настоящих, рафинированных интеллигентов.

Практически вымерший на сегодня тип или, в подавляющем большинстве случаев, достойный только жалости.

Но первые фразы, произнесенные Фрейндлих, заинтриговали. Добротный литературный язык нынче стал такой редкостью, что сразу обращает на себя внимание. Что, в общем-то, и не мудрено, применительно к данному фильму. Он поставлен по повести Дины Рубинной.



В свое время я встречался с ней, и она рассказывала, как регулярно приезжает из Израиля в Россию, чтобы иврит не вытеснял русский язык.

А в качестве примера приводила почти анекдотическую ситуацию.

На русскоязычном радио РЕКа в Израиле работают в основном эмигранты еще первой волны 91-92 годов, приехавших в Землю обетованную из Азербайджана. Язык живет контекстами, вторыми, третьими смыслами, которые, естественно, на чужбине утрачиваются.

Корреспондент спрашивает своего собеседника – редактора русскоязычной газеты:

- А какого размера ваш орган?

И тот, ничтоже сумнившись, отвечает:

- Среднего, но по пятницам увеличивается.

Амбивалентный смысл этой фразы собеседниками был полностью утерян.



Но возвращаясь к фильму.

Главная героиня, которую играет Алиса Фрейндлих – скульптор, профессор, множество раз заслуженный деятель и т.д., чья молодость пришлась на общение с французскими импрессионистами. Но мы застаем ее 80-летней женщиной. Неприспособленной к жизни рафинированной интеллигентшей, которую обкрадывает регулярно приходящая хабалка. И даже ее постоялец, проживший с ней бок о бок 15 лет (Андрей Миронов, играющий режиссера театра), и ставший ближе, чем родные дети, будучи молодым, в общем-то, человеком, не может ничего противопоставить этой наглеющей бабе, кроме как обхватить руками дверь холодильника. За что и поплатился разбитыми о голову яйцами.



Но я меня возник неожиданный вопрос, а может ли интеллигенция, главным определяющим признаком которой должно быть понятие чести и достоинства, выжить не будучи маргиналами. В бизнесе – вряд ли. Слишком циничны условия выживания в нем, по крайней мере, в российском. А все остальное в России позволяет вести существование только по остаточному принципу.

Выходит, либо принципы и обочина жизни, либо компромисс и получение своей доли жизненного успеха выше среднестатистического.



Печальная картина. Но виновата в ней сама интеллигенция. У ней был исторический шанс – перестройка, пассионарный подъем, когда она могла выработать общественные нормы статусности, и к ее мнению еще прислушивались. Именно она могла ввести в этот параметр нормы духовности и социальной ответственности. Но она погрязла в собственных дрязгах и разборках, урывании куска большого пирога. А те единицы, которые имели незыблемый авторитет в обществе, даже не могли внятно сформулировать свои мысли. Выступления Сахарова на трибуне Съезда народных депутатов – достаточно грустное зрелище. Понять, о чем он говорит, было очень и очень трудно. Им надо было всем учиться у так нелюбимого В.И. Вот уж кто обладал ораторским искусством и умением убеждать.

Вот такие грустные мысли навеял этот очень хороший фильм.



читать дальше