Есть у меня одна «слабость» - люблю системное мышление. И на просторах интернета мною был обнаружен индивид, несомненно таким мышлением обладающий.
Это Дмитрий Трунов. Будучи по профессии психологом, он иногда отвлекается от основных тем своих публикаций, углубляясь чаще всего в мифологию и религиоведение.
Ниже я привожу фрагменты из его работы «От язычества к постязычеству».
Праязычество
Представим гипотетического человека, только что «отделившегося от природы», — это уже не примат, но еще не человек. Он обладает всеми психофизиологическими возможностями, но еще не имеет той внутренней и внешней социокультурной среды, в которую погружен человек говорящий. Ему присуще простое ощущение природы, первичное восприятие, не обремененное культурными кодами. Он естественным и непосредственным образом общается с Живой Природой — с Природой, которая живая вся и всегда. Впрочем, «живой» или «мертвой» природы просто нет. — Есть только видимая Природа, которая есть Нечто, вызывающее у человека ответ, нуждающийся в вербализации и символизации.
Язычество
(1) Анимизм. Происходит постепенная дифференциация ощущений, возникающих при общении с природой, с помощью языковых знаков. Язык не только обозначает природные объекты, он также позволяет создавать абстракции, которые приводят к разделению природного объекта на «дух» и место обитания «духа». Этому этапу соответствует так называемый «анимизм»: природа живая, так как есть нечто, одухотворяющее ее; природа может быть мертвой, если ее покидает это нечто — «душа». «Одухотворением» называют внесение живого в неживое (анимация). Хотя на самом деле так называемое «одухотворение» есть ничто иное, как отделение «духа» от того, с чем этот дух был изначально слит, а потому неразличим. «Одухотворение» — это препарирование «духа» из вещи с помощью слова. (А был ли этот «дух» на самом деле, или он — результат деятельности языка и мышления?) Так возникает понятие сущности как чего-то «содержащегося внутри» вещи. Так впервые рождается абстрактная идея «живого», как соположенного природной вещи, но еще не противопоставленного ей. Только в начале «живое» равномерно распределено среди природных вещей. «Живое» еще пока имманентно Природе.
(2) Политеизм. Дальнейшая «очаговая» концентрация «живого» и его интенсификация приводит к так называемому «политеизму»: «живое» обособляется от природы и персонифицируется в многообразных антропоморфных и зооморфных образах, которые теперь представляют не отдельные природные вещи, а целые роды этих вещей, стихии и пр. Появляющиеся при этом «сверх-естественные существа» чаще всего можно уподобить уже известным социальным ролям: господин, хозяин, защитник, спаситель и пр. Эти существа («боги», «духи», «ками» и пр.), с одной стороны, тесно связаны с природой, а с другой стороны — они уже вне ее. Начинается процесс трансценденции «живого» — вынесения его за пределы природы.
Антиязычество
читать дальше
Неоязычество
Как показывает история, попытка «отключить» «трансцендентное» не увенчалась успехом. Материалисты верят в «Материю» и в «Законы Природы». Таким же образом не удалось в угоду «единобожию» полностью «очистить» мир от «духов» и вынести «живое» из природы. Человек отчаянно сопротивляется вынесению «души» за пределы окружающего мира. Так называемые «предрассудки», «вера в приметы», поэтические олицетворения и пр. — тому свидетельство. Все монотеистические и атеистические религии постепенно превращаются в языческоподобные культы изображений, остатков тел, священных мест, предметов и текстов. Неистребимая живость природы в лице людей изобретает средства борьбы с самой собой и — в их же лице — терпит поражения от самой себя. Интуитивно-спонтанный «возврат» в язычество сегодня становится вполне осознанным в форме неоязычества. Это — возрождение старых и изобретение новых языческих культов. Что это — регресс духовности или ре-анимация природы?
Постязычество
Что будет дальше? — То, что уже есть. — Осознание необходимости в «живом», необходимости в коммуникации с «живым», а отсюда — необходимости в самостоятельном и независимом творении «живого». Постязычество — это осознание язычества в себе; это — осознание природного в себе и своего в природе. Это — ощущение жизни в себе и в окружающем мире. Отсюда — особое отношение к себе и к природе. Постязычество отличается от язычества и неоязычества тем, что оно не формализуется в какие-либо культы или организации, — это сугубо индивидуальное язычество, не претендующее на всеобщую истину, это личная жизнь человека с природой. От монотеизма постязычество отличается тем, что не выносит «живое» за пределы мира; а от атеизма и материализма — тем, что не уничтожает его. Постязычество — это осознанное праязычество. Постязычество — это закономерный этап на пути познания потребности в «живом». Это возвращение после долгого путешествия — к себе и в свой мир.
читать дальше