В первой части была сформулирована мысль о разных параметрах ощущения счастья с точки зрения «внешнего» и «внутреннего» миров. Во второй, мы посмотрели на проблему с точки зрения западного менталитета. Теперь пришла очередь и восточного.
Два архетипа
В принципе, различие взглядов на способы достижения долгосрочного внутреннего ощущения счастья – путем ли внешних успехов или изменением образа мыслей – отражает два глобальных архетипа, находящихся в постоянном противостоянии друг другу.
Западный архетип (под которым понимается структурированное бессознательное) связывает прогресс, развитие с внешними факторами. Ему несомненно ближе путь достижения жизненных целей. В противоположность ему, восточный архетип опирается на «внутренний прогресс», высшей формой которого, например, в буддизме является нирвана.
Неоднократно предпринимались попытки соединить несоединимое – западный и восточный архетипы. Найти какой-то взаимодополняющий симбиоз. Но принципиальная разница между этими двумя походами заключается, прежде всего, в образе мышления.
Принцип восточного воспитания опирается на «связку»: учитель – ученик. А одна из самых распространенных форм обучения – постижение парадоксов, часто излагаемых в виде притч. Но задаваемый ученику коан или вопрос не всегда имеет ответ в плоскости, терминах вопроса. Иногда для ответа на него требуется подняться в более высокую директорию общности и уже оттуда, с ее высоты рассмотреть предлагаемый частный случай. В принципе, Просветление (любимый термин западных мыслителей, вряд ли до конца понимающих истинный его смысл) обозначает достижение самой общей, «нулевой» директории, позволяющей видеть суть большинства явлений.
Приведем яркий пример, показывающий различие западного и восточного образа мышления. Рассмотрим известную притчу о хлопке одной ладони.
В западной трактовке коан звучит так – Что такое хлопок одной ладони?
Но прямой ответ на этот вопрос вряд ли приблизит нас к пониманию сути данного явления.
Будда в «Авьякатте Саньютте» предупреждал о бесполезности попыток ответить на десять неразрешимых вопросов: 1. Вечен ли мир? 2. Или он невечен? 3. Конечен ли мир? 4. Или он бесконечен? и т.д. Его предостережение в полной мере относится и к рассматриваемому коану. Любое суждение-ответ будет отражать лишь часть истины и только породит еще множество вопросов.
Поэтому в восточной интерпретации данный коан звучит несколько иначе. Приведем его позднюю интерпретацию по «101 дзенской истории».
Хлопок одной ладони
Учителем храма Кеннин был Мокурай, Молчащий Гром. У него был маленький ученик по имени Тойо, которому было только 12 лет.
Тойо видел, как каждое утро и вечер более старшие ученики приходили в комнату учителя для получения общих инструкций по Сан-Дзен или для персонального обучения, при котором задавались коаны для того, чтобы освободить ум от заблуждений.
Тойо тоже захотел выполнять Сан-Дзен.
«Подожди немного,- сказал Мокурай, - ты еще молод.»
Hо ребенок настаивал, так что учитель, наконец, был вынужден согласиться. Вечером в соответствующее время, маленький Тойо подошел к порогу комнаты Мокурая для Сан-Дзен.
Он ударил в гонг, чтобы сообщить, что он пришел, три раза поклонился перед дверью в знак уважения, вошел и сел перед учителем в почтительном молчании.
«Ты можешь услышать хлопок двух ладоней, когда они ударяются друг о друга,- сказал Мокурай. - Теперь покажи мне хлопок одной ладони.»
Заметьте, учитель не спросил – Что такое хлопок одной ладони? Он попросил Тойо показать ему это.
«Тойо поклонился и пошел в свою комнату, чтобы рассмотреть эту проблему.
Из окна он услышал музыку гейш.
«Ах, я понял!» - воскликнул он.
На следующий вечер, когда учитель попросил его показать хлопок одной ладони, Тойо начал играть музыку гейш.
«Hет, нет,- сказал Мокурай, - это никак не подойдет. Это не хлопок одной ладони. Ты совсем не понял его.»
Думая, что музыка будет мешать, Тойо ушел в более спокойное место. Он снова погрузился в медитацию.
«Чем же может быть хлопок одной ладони?»
Он услышал, как капает вода.
«Я понял»,- подумал Тойо.
Оказавшись перед учителем в следующий раз, Тойо начал капать водой.
«Что это?» - спросил Мокурай. - Это звук капающей воды, но не хлопок ладони. Попробуй еще раз.»
Напрасно Тойо медитировал, чтобы услышать хлопок одной ладони. Он услышал шум ветра, но и этот звук был отвергнут. Он услышал крик совы, но и этот звук был отвергнут.
Более чем 10 раз приходил Тойо к Мокураю с различными звуками, все было неправильно.
Почти год обдумывал он, что же может быть хлопком одной ладони.
Hаконец, маленький Тойо достиг подлинной медитации и перешел пределы звуков. «Я больше не мог собирать их, - объяснил он позже, - поэтому я достиг безупречного звука.»
Тойо реализовал хлопок одной ладони.»
Формальный ответ и с точки зрения западного мышления и восточного будет один и тот же – тишина. Но, если в западной интерпретации, тишина – это отсутствие звука, то в восточной – это синтез всех окружающих звуков. Главный смысл притчи – ученик должен услышать тишину посреди какофонии внешнего мира.
(Эта мысль весьма своеобразно отразилась в христианстве. Может быть кто-нибудь скажет как?).