Снобистская социальная группа, «воспитанная на опере и высоком искусстве» и презирающая популярные жанры и произведения, то есть «культурная элита», не существует. К такому выводу пришли ученые из Оксфордского университета.
Социологи ввели более гибкую классификацию, введя понятия «класс» и «статус». Например, неработающий аристократ входит в «класс», но не имеет «статуса». Амбициозные и способные профессионалы «из низов» обладают «статусом», но не «классом».
Сравнивая данные по семи странам (Великобритания, США, Чили, Израиль, Венгрия, Нидерланды, Франция), ученые пытались проверить верность следующего утверждения: люди, рожденные в богатых или аристократических семьях, потребляют только «высокую культуру», а выходцы из более низких слоев общества - «массовую». На практике эта гипотеза оказалась недействующей.
По типу потребления культуры социологи разделили всю выборку на четыре группы:
1. Инертные.
Признают: телевизионные шоу. Не признают: искусство вообще, поэтому, например, в музеи они не ходят никогда.
2. Малоядные.
Признают: кино (но не театр), легкую музыку, телевидение. Не признают: балет, классическую музыку, театр, изобразительное искусство. Такие люди составляют две трети населения.
3. Всеядные.
Признают: оперу, Led Zeppelin, плюс все вышеперечисленное. Не признают: ничего.
4. Избирательноядные.
Признают: большие выставки («Сокровища Тутанхамона», «Терракотовая армия»), разную музыку, кино и телевидение. Не признают: современное искусство.
Выяснилось, что «статус» оказывает влияние на модель потребления культуры, а «класс» - практически нет. «Инертные» и «малоядные» люди встречаются во всех социальных группах, а самые энергичные потребители культуры - среди людей, обладающих высоким «статусом».
Позаимствовано отсюда.