В прокат выходят три фильма, которые стоит посмотреть.
1. Первый – это «Отредактировано» Брайана де Пальмы, получивший «Серебряного льва» на Венецианском кинофестивале прошлого года.
Голливудское кино – не просто индустрия развлечения, но и коллективное бессознательное плюс психоаналитик в одном флаконе. В фильмах Америка честно прорабатывает свои внутренние проблемы и рефлексирует над бедами и заботами. И если несколько десятков лет назад одной из сквозных тем, всплывавшей в каждом втором фильме в том или ином виде была Вьетнамская война, то теперь эту нишу занял Ирак. Американский прокат заполнили фильмы про иракскую войну или, в более общем смысле, военные конфликты на Ближнем Востоке: «Королевство», «Львы для ягнят», «В долине Эла». Не остался вдали от тренда и Брайан де Пальма, снявший Отредактировано».
У де Пальмы есть прекрасный фильм «Военные потери» 1989 года, в котором рассказывается об изнасиловании и убийстве мирной девушки американскими солдатами во время войны во Вьетнаме.
Сюжетно «Отредактировано» в какой-то мере повторяет «Военные потери».
Американский солдат Анжело Салазар, смеясь, шутя и приговаривая, что покажет всем, что тут на самом деле творится, снимает на камеру все подряд – бредни сослуживцев, как они напиваются и играют в карты, как во время ночного рейда солдаты расстреливают иракскую семью и насилуют пятнадцатилетнюю девушку. Сам Салазар остается в стороне – он не участвует в бесчинствах коллег, но все аккуратно записывает на пленку, не сделав попытки ни образумить зачинщиков, ни донести начальству.
Фильм сделан в стилистике документального кино – он якобы склеен из реальных пленок, которые снимают в Ираке журналисты, американские солдаты, камеры наблюдения, и из роликов с YouTube или иракских сайтов. В нем нет ни одного знакомого лица – на роли специально подобраны малоизвестные актеры; камера дрожит; солнце жарит; солдаты сходят с ума от жары, скуки и страха и болтают о малоинтересных мелочах – в общем, аутентичность зашкаливает. Но это и страшно.
читать дальше
2. Второй фильм - «Джуно» режиссера Джейсона Рейтмана – история о подростковой беременности, сочиненная бывшей стриптизершей.
Совершенно неожиданно тихое инди-муви с приятной закадровой музыкой и едкими шуточками, снятое за $2,5 миллиона, собрало в Штатах больше $100 миллионов, получило гран-при римского фестиваля, «Оскар» за сценарий и еще массу наград всевозможных американских премий и фестивалей.
Сценарий для фильма написала до того мало кому известная Диабло Коди – бывшая стриптизерша и журналистка, и история ее успеха – это современная сказка о Золушке. Нет, Коди не работала уборщицей в голливудской студии, пока в один прекрасный момент ее не заметил какой-то звездный режиссер, она просто вела блог. Обычный блог, в котором рассказывала про свою жизнь, но среди ее читателей чудом оказался продюсер, который читал-читал, да и заказал Коди сценарий. Так появился «Джуно».
Старшеклассница Джуно, которую отец, увлеченный древнегреческой мифологией назвал в честь богини Юноны, залетает от одноклассника Бликера – застенчивого ботаника, про которого и не скажешь, что он вообще знает, откуда берутся дети.
Становиться мамой в столь юном возрасте – совсем не дело, но перед запланированным абортом добрая одноклассница рассказывает Джуно, что у ее ребенка уже есть ногти, поэтому концепция изменяется.
Теперь Джуно решает родить и отдать ребенка в хорошие руки, каковыми в представлении барышни должны быть клевые дизайнеры или классные лесбиянки, впрочем, довольствоваться приходится добропорядочными Ванессой и Марком. Положительная Ванесса нервно застегивает запонки на своем старушечьем наряде и рассыпается в благодарностях, а Марк что-то невразумительно мямлит про то, что, да, он тоже, конечно, хочет ребенка. Правда, не пройдет и нескольких месяцев, как его уверенность после общения с Джуно несколько ослабнет…
Так как сценарий писала не профессиональный литератор, а бывшая стриптизерша, то у ней получилась не драма, а скорее комедия положений. Она умудряется взглянуть на это не глазами ошарашенных родителей, а с легкостью бывалой девицы, которая и не такое знавала, и потому видит во всем этом массу смешного. Ну что такое, в сущности, беременность для шестнадцатилетней девчонки? Неприятность, которую она вытерпит, но через год уже обо всем забудет и снова заживет беззаботной жизнью. А что такое беременность для ее родителей: «Ты сразу понял, к чему она клонит?» – спрашивает мачеха Джуно ее отца после сумбурного признания дочери. «Да… Но я надеялся, что речь о проблемах в школе или наркотиках», – отвечает папаша.
В общем, это тот тип кино, от которого рыдаешь и хохочешь одновременно.
читать дальше
3. «Небесный замок Лапута» (1986) Хаяо Миядзаки – предтеча паропанка (популярного стиля в фантастике, в котором «низкие» технологии получают гипертрофированно высокое развитие) и самый личный фильм гениального японца.
Прекрасный тихий вечер, над горизонтом зажглась первая звезда, девушка падает в объятия молодого человека.
Но прежде чем оказаться в бессознательном состоянии на руках у своего нового друга Падзу, девочка Сита планировала с высоты пару тысяч метров на левитирующем талисмане, выпрыгнув из рейсового дирижабля, на который напали воздушные пираты. Она открывает свое настоящее имя – Принцесса Лапуты. А Падзу показывает ей фотографию летающего острова с тем же именем – мифической небесной Атлантиды, которую отыскал его погибший отец-летчик. Дети отправляются на поиск Лапуты, ориентируясь по левитирующему талисману, чей луч всегда направлен на остров. Отыскать заоблачную крепость, напичканную древними супертехнологиями и оружием массового поражения, хотят и воздушные пираты под командованием одной весьма боевитой бабушки (прообраз волшебницы Юбабы из «Унесенных призраками»), и начальник тайной полиции полковник Муска.
Это краткая суть, которая впрочем ни о чем не говорит….
читать дальше