Мистер Хиггс и его бозон

Продолжение. Начало – здесь, здесь и здесь.

Доктор Питер Хиггс придумал свою теорию «отягощающего поля» (о которой говорилось в конце предыдущего поста) в 1964 году.
Преподавая в Эдинбургском университете, Хиггс заинтересовался Стандартной моделью и сформулировал свою теорию незримого поля, состоящего из бозонов — частиц, почти целиком состоящих из массы. К некоторым частицам бозоны «прилипают», увеличивая их вес, а другие частицы — например, фотоны света — свободно пролетают мимо, никак не обременяя себя.
Поначалу все физики отнеслись к работе Хиггса более чем скептически. Редакторы Physics Letters и European Physics Journal вернули ему текст статьи с припиской: «Сожалеем, но все это не имеет очевидного отношения к науке». Только американский American Physics согласился опубликовать работу преподавателя, да и то в урезанном виде. И лишь после того, как бельгийские физики Робер Бру и Франсуа Энглер пришли к аналогичным выводам о природе появления массы, Хиггса стали воспринимать всерьез.

Гонка за бозоном Хиггса началась уже в конце 70-х, и никто не сомневался, что ее выиграют США: американцы тогда решили построить настоящий суперколлайдер SSC длиной в 97 км — в три раза больше европейского. Но строительство надолго затянулось, расходы в два раза превысили первоначальную смету, и конгресс США в 1993 году прекратил финансирование эксперимента. Теперь, говорят, в недостроенном 97-километровом «бублике» выращивают шампиньоны.
Свой проект коллайдера был и в советском Институте физики высоких энергий АН СССР. Еще в 1983 году в поселке Протвино под Серпуховом был прорыт 20-километровый тоннель под новый ускоритель УНК (ускорительно-накопительный комплекс протонов), но потом развал СССР остановил это строительство. Сейчас специалисты ИФВЭ лишь поддерживают кольцо тоннелей в рабочем состоянии, даже не мечтая о том, что ускоритель когда-нибудь заработает.

Так что теперь единственным участником гонки за бозоном Хиггса остался CERN. Еще в 1988 году бозон Хиггса попытались поймать на специально построенном электрон-позитронном коллайдере LEP, но долгие опыты не увенчались никаким успехом. Неуспех объяснили малой мощностью ускорителя и решили построить более мощную машину.

А это Питер Хиггс собственной персоной.