Сторонами очередного сражения Александра Гордона с ветряными мельницами от 19 сентября с.г. стали Михаил Задорнов (представленный как сатирик и историк) со товарищами и группа ученых из академических институтов, в которую по какому-то недоразумению попал и отец А.Кураев. Сам Гордон, по идее, должен был выполнять роль беспристрастного арбитра, но регулярно присоединялся к точке зрения «ученой» половины.
Речь, собственно, шла о словесных изысканиях г-на Задорнова, сформулированных в его книге «Третье ухо». Где, ничтоже сумнившись, утверждается, что русский язык имеет предисторию в несколько десятков тысяч лет и именно от него пошли чуть ли не все современные языки Евразии.
Результат был предсказуем. «Жулик» и «сумасшедший» кричала правая - «ученая» половина, за что и получала не менее смачные эпитеты слева. Правда, не совсем понятно, чего так кипятился А.Кураев. По всей видимости, все-таки делался монтаж и часть реплик удалили.
Самым же неприятным моментом для меня в передаче было выяснение уровня доходов между Гордоном и Задорновым. Но суть этих заметок немного о другом.
читать дальшеГордон, затрагивая серьезные, можно даже сказать принципиальные темы, порой забывает о существовании теоремы Геделя. Суть последней заключается в том, что при определении любого понятия или создании теории мы вынуждены частично оперировать неопределимыми, принимаемыми на веру положениями. И чтобы определить или доказать их, необходимо подняться на ступень большей общности.
В свое время в рамках передачи 2030 он весьма бурно обсуждал – будет ли существовать к этому году в России религия. И, естественно, получил две несовместимые между собой точки зрения. Чего можно было бы вполне избежать, поднявшись на ту пресловутую ступеньку и начав обсуждать функционал религии в обществе, и будет ли этот функционал востребован к 2030 году.
Нечто подобное наблюдалось и на передаче с Задорновым. Но лобовое столкновение можно было бы исключить, посмотрев на проблему с точки зрения потребителя.
После выхода романа Дэна Брауна «Код да Винчи» писателю был предъявлен иск (который он, кстати, выиграл) в плагиате и почти дословном пересказе книг Грейвса и Ли. Но, по сути, предмета судебного разбирательства как такового не было.
В любом обществе параллельно существуют носители разных уровней восприятия. Тираж книг ученых редко превышает 10 тыс. экземпляров, и чаще всего находится в пределах 1-2 тыс. Книги эти предназначены в первую очередь для таких же эскулапов, что диктует форму и стиль изложения, а также обоснование и доказательство каждого утверждения (в крайнем случае путем ссылки на другого автора). И хотя эти книги изначально не предназначены для широкой публики, это не значит, что в них нет идей интересных широким массам. И тогда должен появиться посредник, который перескажет фундаментальные труды легким языком увлекательного чтива. (Естественно при этом в силу жанровой и прочей специфики погрешив местами против общепринятой научной истины). Тираж такого пересказа может зашкаливать за десятки миллионов экземпляров, не считая экранизаций, справочников к тексту и пр.
Но надо четко понимать, что созданный на основе книг Грейвса и Ли «Код да Винчи» не тождественен им. Это произведение совершенно другого жанра, рассчитанное на принципиально иное восприятие.
Аналогичная картина наблюдается и с концертами М.Задорнова. Он, прежде всего, сатирик, популяризатор и его аудитория на порядки больше аудитории научных трудов. И до всех этих масс он должен доходчиво со сцены донести свои мысли. И о том, что этим массам мысли сии интересны, свидетельствует их сидение в зале, а не возмущенный топот и поголовный исход из зала. (Во время передачи мне даже порой казалось, что наибольшее возмущение «ученой» половины вызывало озвучивание Задорновым теорий их оппонентов, кстати, не менее титулованных).
Так что предмет спора по сути своей отсутствовал. Филологи и историки трудятся по большей части для себе подобных, а Задорнов – для широких масс. И это - две взаимодополняющие друг друга, но не пересекающиеся плоскости.
И совсем уж безосновательными выглядели опасения Гордона, что народ, наслушавшись на концертах зажигательных речей, поверит в свою мировую исключительность и пойдет строить, наверное, уже четвертый рейх. Это г-н Гордон спроецировал на ситуацию собственное мышление. У сидящих в зале оно больше тяготеет к клиповому, когда одна информация сменяется другой как в калейдоскопе, ненадолго задерживаясь в голове. И знание, что слог «га» на самом деле обозначает движение, а «ра» - свет, встанет в тот же поток и будет погребено под грузом новых впечатлений через несколько дней.
Так что, остается только пожелать ведущему и собравшимся в студии в следующий раз вспомнить бессмертные слова: «зри в корень». Возможно, предмет обсуждения после этого претерпит кардинальные изменения. Продолжение размышлизмов относительно книг Задорнова -
здесь.