Возвращаясь к теме, затронутой в предыдущем посте, хочу поразмышлять над природой русского языка. Что делает М.Задорнов в «Третьем ухе»? Он пытается вычленить из языка функциональные блоки, т.е. сочетания букв, звуков, которые отвечают за то или иное действие или явление. На мой взгляд задача сия сама по себе настолько архиважная, что ей вполне можно и ограничиться, не вдаваясь в поиски праотцов и праматерей современной зарубежной словесности.
Ведь язык опосредует все аспекты жизни народа и в нем зашифрованном виде дошли до наших времен сведения тысячелетней давности.

Меня все время волновал вопрос, почему то или иное явление нельзя обозначить произвольным набором звуков и жизнеспособным, остающимся в языке становится лишь одно (редко несколько) сочетание, отвечающее каким-то глубинным пластам национального мышления. (Слово «национального» появилось в последнем предложении не случайно. Еще В.Даль мудро заметил, что человек принадлежит к той нации, на языке которой он думает).

Существует показательный пример относящийся к современной эпохе. С появлением авиации, в начале XX века возникла необходимость как-то называть человека, управляющего самолетом и его пассажиров. Велемир Хлебников в своем «Образчике словоновшеств в языке» предложил множество вариантов – производных от слова «летать» - «летатель», «полетчик», «летун», «летай», «лтец». Для женщин – «летавица», пассажиров – «леточи». Но в языке прижилось совершенно другое слово – «летчик». И весь вопрос – почему?

Какими глубинными архетипами обладает русский язык (да и любой другой), что из множества вариантов выбирает только один? И Задорнов как раз обращает внимание на важную закономерность. Определенным действиям или явлениям в языке соответствуют устойчивые буквосочетания.
Он приводит примеры со множеством таких сочетаний. Например, слог «ра», по его версии обозначавший солнечный свет.
«Радость» – достать свет. Ра-душный – светлой души человек. Ра-дуга, жа-ра, п-ра-вда.
К-ра-сота – стремление к свету. Ра-зум – просветленный ум.
Но-ра – под светом. Ра-но – еще нет света. Ве-ра – верить «Ра». Э-ра, Ра-й.
И, наконец – «Ура!» по версии Задорнова является призывом к свету.
От себя добавлю, что действительно присутствие слога «Ра» в слове «ка-ра-сь» указывало на золотистую рыбку, а «го-ра» по всей видимости обозначало «загораживающая свет».

Аналогичные мысли приводятся Задорновым по слогу «га», который, по всей видимости, обозначал движение. Но-га, теле-га, доро-га, га-лка – птица, сидящая у дороги. Кар-га – женщина, движущаяся к земле.

И в этих изысках есть вполне рациональное зерно. читать дальше