«Я своим студентам категорически запрещаю читать книги по маркетингу. Это жмых, мертвое знание. Там нет энергетики. Зачем тратить ценное время на чтение всех этих умозрительных спекуляций? Я им советую читать философов - клиницистов нашей эпохи: Бодрийяр, Лиотар, Лакан, Фуко, Барт, Деррида, Жижек, Лосев, Бахтин, Мамардашвили. Их труды помогают следить за мыслью. А в книгах о маркетинге мысли нет. Маркетинг - это умение донести идею. Как можно читать книги, где нет идеи, а есть только эпигонство.»
Самвел затронул очень интересный вопрос – формирование бизнес-мышления.
В чем его суть?
Прежде всего, в умении выстраивать на понятийном или интуитивном уровне цепочку из последовательности действий от поставленной цели до настоящего положения. Мы стремительно вошли в эпоху «клипового» мышления.
С.Б. Переслегин в своей статье «Стратегия для русского образования» так охарактеризовал его суть (несколько выдержек):
...«клиповое мышление» оперирует только смыслами фиксированной длины: оно даже теоретически не поддерживает «протоколы» работы с семиотическими структурами произвольной сложности. Как следствие, в «клиповых» странах происходит первичное упрощение информационного пространства, что с неизбежностью приводит к утрате связности индивидуального мышления...
... современные школьники-старшеклассники теряют навык работы и с такими понятиями, которые умещаются в один смысловой домен.»
Первичным следствием клиповости является сокращение потребности в чтении книг. Книги требуют большего напряжения воображения – мысленного воссоздания описанного словами образа или действия. При просмотре кинокартины или TV необходимо гораздо меньшее количество интеллектуальных затрат на восприятие информации. Более того – это управляемое восприятие.
Как вывод из всего выше сказанного – для формирования бизнес-мышления необходимо читать больше книг.
Второй вывод – необходимо научиться нестандартно мыслить. Серьезным преимуществом на любом рынке является эксклюзив, проще говоря то, до чего еще никто не додумался и, если все-таки додумался, то таковых еще относительно мало и ты успеешь занять место в первом ряду.
Постиндустриальная эпоха в Америке наступила, когда в результате естественного взросления в бизнес пришли бывшие хиппи, которые принесли с собой не только иной взгляд на мир, но и иную глубину мышления, воспитанного на «Алмазной сутре». Наверное, каждый чтобы чего-то достичь в этой жизни должен пройти через период «бродяг дхармы».
Следующая важная составляющая – умение выделять принципы и строить на их основе анализ ситуации и потребностей. Вот для этого как раз и необходимо читать философов. Именно в этих трудах в наиболее ярко выраженной форме предпринимается попытка восхождения от общего к частному. Хотя, честно сказать, я не позавидую тем, кто с ходу попытается осилить, например, ранние работы Лосева. Через 20 страниц уже читаешь только, чтобы доказать себе, что ты не полный дурак, ни черта не понимающий в тексте, который, как регулярно утверждает автор, очень легок для понимания. Особенно сильный шок наступает после примеров, которые по идее должны разъяснить предыдущий текст, на самом деле еще более запутывая.
На самом деле «мыслящих» философов не так уж и много. Большинство из них прячется за терминологией часто «загоняя кобылицу смысла» в глубокие дебри словесных лесов. Из современных российских, абстрагируясь от их политических воззрений, можно назвать кроме упомянутого Переслегина, Константина Крылова и Дугина. Больше как-то не попадалось.