Вот
здесь я писал о необычной классификации гарвардских ученых, согласно которой они разделили все человечество по способу зарабатывания денег на кротов, куриц, обезьян и котов (кошек). Последняя категория вместо того, чтобы жить как окружающие и стараться заработать всеми своими силами на текущие расходы делает что-нибудь экстравагантное, но в итоге приносящее баснословные доходы.
Николь Понсарден более известная по фамилии своего мужа - Клико, именем которой названа знаменитая марка шампанского, несомненно принадлежала к разряду «кошек».
Овдовев в 25 лет, она получила в наследство хорошо зарекомендовавшую себя торговую марку Clicquot, фамильный замок, виноградники, требующие постоянного ухода, и подвалы для хранения вина. И вместо того, чтобы нанять управляющего и спокойно почивать на лаврах Николь сама взялась за продолжение семейного дела. Весь Реймс был шокирован – женщина занялась производством шампанского! Тогда как общеизвестно, что стоит особе женского пола просто приблизиться к подвалам с вином, как все оно превратится в уксус!
Но вдова Клико решила всем доказать, что она истинная «кошка». В дело пошли даже личные драгоценности, которые пришлось продать ради расширения бизнеса.
Вскоре бизнесу вдовы стало тесно в Шампани и она двинулась осваивать мир. И чуть ли не главным приоритетом для нее стала Россия. Ее верный помощник Луи Бонэ был откомандирован в Санкт-Петербург помогать игристому вину завоевывать сердца российских аристократов. «Русские получают почти детское удовольствие, наблюдая за тем, как пенится шампанское. Они приходят в восторг от того, как пробка выстреливает сама по себе, а пена орошает платья сидящих за столом дам», – писал он из северной столицы.
читать дальшеПосле боев с Наполеоном армии России и Пруссии оказались в Шампани. Русскими войсками с Реймсе командовал князь Сергей Волконский, не отказавшийся от реквизиций запасов Николь Клико. Практичная вдова добровольно открыла победителям свои подвалы, а на стенания служащих по поводу компенсации убытков ответила: «Пусть пьют, платить будет вся Россия».
И она оказалась права. В числе поклонников «Кликовского», как окрестили шампанское в России, был и сам император Александр I. Заказы делались на год вперед, в любом аристократическом доме, в каждом фешенебельном ресторане предпочитали обладать запасом «Вдовы Клико», чтобы иметь удовольствие с шумом отметить любое радостное событие.
Но Клико известна не только как удачливый коммерсант. Она еще и поставила производство шампанского на промышленную основу, решив проблему осадка.
Возникновение шампанского связывают с именем Дома Пьера Периньона – монаха аббатства, расположенного в самом центре Шампани. Он разработал специальную технологию брожения, которая получила название «шампанизация». Придумал монах и особо прочную стеклянную бутылку, в которой могло храниться шипучее вино, и надежно закрывающую ее корковую пробку, которая заменила традиционный пучок просмоленного лыка, используемый ранее для закупорки винных бутылок.
Периньону не удалось одного – сделать шампанское прозрачным. Дело в том, что для образования желанных пузырьков в базовое сухое вино добавлялся сахар. В процессе брожения в бутылке дрожжи выпадали в осадок, что портило прозрачность напитка. Со временем научились этот осадок удалять, но операция эта происходила вручную, и ни о каком промышленном производстве в таких условиях и не могло быть и речи.
Николь Клико пришла в голову гениальная идея, если бутылки постепенно переворачивать пока горлышко не окажется внизу, то в нем скопится весь осадок. Затем горлышко бутылки замораживают и отбивают, а недостающее вино восполняют тиражным ликером.
Николь Клико-Понсарден прожила долгую жизнь. Так больше и не выйдя замуж, она до 89 лет продолжала успешно руководить семейным предприятием вплоть до собственной кончины в 1866 году.