Произошла смена поколений потребителей. Было поколение, выросшее на книгах, следующее - на телевидении, третье - на интернете. Сейчас на подходе "поколение Большого пальца", растущее на мобильных телефонах. Телефон все больше становится инструментом невербальной коммуникации.
Например, тот же телефон сейчас никто не рекламирует как средство общения. В рекламе он предстает как бижутерия или фотоаппарат, как предмет роскоши, определяющий социальный статус владельца. Его утилитарная природа очевидна, а вот дополнительная информация, которая закладывается в виде знака, дополнительного значения вещи, - это как раз дело маркетолога. Маркетинг - это система инструментов, знаний, процедур, которая занимается кодировкой, перекодировкой, манипуляцией значениями.
На описанную проблему можно посмотреть и с другой стороны.
Потребление можно разделить на реальное и виртуальное. Что такое реальное потребление ясно из его названия. Применительно к телефонам – это использование его по прямому назначению. Придание тем же телефонам дополнительных смыслов переводит нас в плоскость виртуального потребления, потребления символов, статусности, позиционирования и т.д. Скажу более – доля виртуального потребления увеличивается. (70% трафика в Интернете приходится на эротические и порнографические ресурсы). Но это вынужденная мера.
Ситуацию можно сравнить с началом ХХ века. Главная проблема, которая занимала тогда умы – куда девать навоз. Но изобрели автомобиль, и проблема исчезла сама по себе. На мой взгляд, придание дополнительных смыслов – это решение проблемы утилизации навоза и необходимость в этом отпадет при задействовании в потреблении других ощущений – тактильных, запахов, вкуса. Точнее, отпадет до той поры, пока не произойдет насыщение уже новыми ощущениями.
Хотя, логически продолжая мысль, при воплощении в жизнь прогнозов, по которым к 40-му году научатся присоединяться прямо к нервам, т.е. отпадет необходимость в реальности для воспроизводства ощущений, виртуальное потребление вообще может стать единственным.