По утверждениям канала «Россия» фильм «Мастер и Маргарита» посмотрело 40 млн. человек. Прибавив к этому отклики в прессе и интернете и массовый спрос на роман в книжных магазинах – можно сказать, что произведение Булгакова стало на какое-то время главным событием, завладев умами многих людей.

Несколько мыслей выскажу и я.

Бортко в «Послесловии», в котором кроме него участвовали Бассилашвили, Мариэтта Чудакова, отец Кураев, рассказывали о своем отношении к фильму и Булгакову. Так вот, Бортко просто сказал – фильм, это его собственное прочтение романа. Кто бы сомневался!

Несомненно, он очень бережно отнесся к тесту, не перейдя тонкую грань дословного пересказа. Существует польская экранизация «Мастера и Маргариты», где текст повторяется один в один. Смотреть ее неимоверно скучно!

Но текст – это только слова и каждый произносит их по-своему. Скорее всего, у большинства читающих совпадет голос и интонации множества персонажей романа, когда они говорят на повседневные темы. (И даже в диалогах Га-Ноцри). Ведь люди, с поправкой на квартирный вопрос, в принципе, остались те же. Но Воланд стоит над временем, и это неизбежно должно было отразиться на его речи.

На мой взгляд, Бассилашвили слишком эмоционален. Его герой все уже видел и от всего устал. Он в вечном Дне Сурка. Меняются только лица, но людская суть остается все той же. Не мог он так жизнеутверждающе произносить «Рукописи не горят!». Он видел и читал их огромное количество и все они, по мудрому утверждению Борхеса, в чем-то повторяют друг друга. И только редкие исключения заслуживают внимания.

Но Воланд не знал до момента, пока Бегемот не подал ему стопку исписанных тетрадей, что перед ним исключение. Он всего лишь выполнял просьбу Королевы бала. Но прочтение поменяло их местами. Мастер стал главным, и Га-Ноцри просил именно за него.

Что может коллекционировать Воланд? Драгоценности, женщин, замки... Но для него это не представляет никакой ценности. Власть? Он и так ей владеет в полной отведенной ему мере. По-моему, он коллекционирует аномалии, отклонение от рационального поведения. И только он может придать им настоящую ценность сохранив и законсервировав. Мастер и Маргарита были драгоценностями этого года.

Мне кажется, эмоции в Воланде могут вызвать только предметы его коллекционирования. Во всем остальном должна царить скука и созерцание.

Есть еще одна большая тема, затронутая в романе, но никак дальше не развитая – покой. По-моему, тот же Кураев написал, что Мастер и Маргарита не могли попасть в Свет, потому что заключили союз с дьяволом. Трезвая мысль!

Но и промежуточное состояние без Добра и Зла с даром полета «на крыльях намерения» - высшая награда.

Но об этом поговорим в другой раз.



P.S. Мариэтта Чудакова – кумир 70-х и 80-х, один из основных биографов Булгакова, в этом «Послесловии» не смогла связно выразить свои мысли. Грустно.