Литературу можно сравнить с текущей по ландшафту человеческой культуры рекой. Русло этой реки образуется мейнстримом – основным на данный момент направлением. Например, в качестве такового сейчас выступает интеллектуальный детектив.
Но эта река не будет глубоководной и широкой, если её постоянно не будут подпитывать множество вливающихся ручейков, а по берегам не будут стоять огромные валуны, из-под которых бьют живительные родники.
Столь образно мы изобразили необходимые составляющие любой полноценной литературы. Валуны-первоисточники – это произведения или все творчество авторов, которые основали целое направление, раскрыли нетронутый пласт, в который устремилось множество последователей. Высота их обычно столь значительна, что незримо или напрямую цитируясь, они присутствуют в литературе еще очень долгое время после своего появления. К таковым, несомненно, можно отнести, например, «Гаргантюа и Пантагрюэль», творчество Кафки... (Кстати, о существовании последнего мир узнал случайно – душеприказчик покойного не выполнил завещание. Он должен был уничтожить все лежащие в столе рукописи, а вместо этого опубликовал их, явив миру нового гения литературы).
Ручейки – это необходимые крайности, через текст которых порой очень трудно пробраться и, наверное, в большей степени адресованные собратьям по цеху, чем читателям. Но эти крайности становятся необходимым элементом мейнстрима, который на своем пути обволакивая их, ассимилирует в себя некоторые элементы. В качестве примера можно привести и поток сознания Джеймса Джойса, и творчество Велемира Хлебникова, А. Ремизова, Игоря Северянина.
О необычные книгах в творчестве авторов мы уже писали ниже
Немного уточним нашу модель. Литература, конечно, состоит не только из одного мейнстрима. Это скорее самое мощное и глубоководное течение внутри общего потока, но только часть его.
В любом случае, человеку необходимы какие-то ориентиры, путеводители по этому миру. Учитывая, что критика в настоящее время явление скорее маргинальное, ее место постепенно занимают всевозможные виды рекомендаций.
Попробуем и мы внести свой голос в нестройных хор рекомендующих.
Не ограничивая себя какими-либо рамками, я буду публиковать небольшие заметки о книгах или всем творчестве того или иного писателя, используя для этого как свои впечатления, так и понравившееся мнение других.
Примерный первоначальный план таков – Виктор Пелевин, Харуки Мураками, Павел Крусанов, Альберт Камю, Владимир Набоков, Джон Фаулз, Умберто Эко, Герман Гессе, Джон Браун...
Принимаются заявки на продолжение этого ряда.