Необходимо различать моральные и нравственные нормы человеческого бытия. Нравственные законы более глубинны по сравнению с моральными. Они позволяют сохраняться человечеству как виду. Не убий, плодитесь и размножайтесь – нравственные нормы универсальные для любого социума.
Мораль, закрепляя отношение социума, государства, нации, сообщества к окружающей действительности, содержит как относительно устойчивые нравственные нормы, так и множество преходящих, исторических, локальных положений. И возникает все тот же вопрос применения ее норм, когда весь опыт исторического развития показывает, что осуждаемое и порицаемое сегодня, завтра становится нормой жизни.
Естественно, не стоит забывать, что мораль всегда обслуживает чьи-то интересы, часто сама вступая в противоречие с нравственными законами. Многие войны оправдываются высшими идеалами справедливости, нарушая первичный нравственный закон – «не убий».
Даже отнятие жизни за убийство другого на самом деле несет в себе долю несправедливости. Убийство себе подобного противоречит человеческой природе и, если все-таки это случилось, то общество тоже виновно в этом деянии.
Но вернемся к моральным и нравственным основам бытия.
Нравственная составляющая, преломляясь через высшую целесообразность, заставляет меняться нормы морали.
Сокращение рождаемости в америко-европейской части человечества напрямую затрагивает интересы человечества как вида. Исчезновение из бизнес-оборота ренты и рентного образа жизни привели к резкому увеличению занятости мужчин. Как следствие они стали обращать меньше внимания на женщин, что привело к обострению конкуренции в их среде.
Если в XIX веке сексуальным считался уже вид одной женской ножки на десяток сантиметров выглядывающей из-под платья, то сейчас в летнее время женская одежда часто носит символический характер. И мораль вынуждена либо не замечать этого, либо как-то оправдывать, потому что такое поведение способствует повышению деторождаемости.
Заметьте, в странах с высокой рождаемостью или гарантированной встроенностью женщины в брачные отношения женская одежда гораздо более консервативна.
Мораль, закрепляя отношение социума, государства, нации, сообщества к окружающей действительности, содержит как относительно устойчивые нравственные нормы, так и множество преходящих, исторических, локальных положений. И возникает все тот же вопрос применения ее норм, когда весь опыт исторического развития показывает, что осуждаемое и порицаемое сегодня, завтра становится нормой жизни.
Естественно, не стоит забывать, что мораль всегда обслуживает чьи-то интересы, часто сама вступая в противоречие с нравственными законами. Многие войны оправдываются высшими идеалами справедливости, нарушая первичный нравственный закон – «не убий».
Даже отнятие жизни за убийство другого на самом деле несет в себе долю несправедливости. Убийство себе подобного противоречит человеческой природе и, если все-таки это случилось, то общество тоже виновно в этом деянии.
Но вернемся к моральным и нравственным основам бытия.
Нравственная составляющая, преломляясь через высшую целесообразность, заставляет меняться нормы морали.
Сокращение рождаемости в америко-европейской части человечества напрямую затрагивает интересы человечества как вида. Исчезновение из бизнес-оборота ренты и рентного образа жизни привели к резкому увеличению занятости мужчин. Как следствие они стали обращать меньше внимания на женщин, что привело к обострению конкуренции в их среде.
Если в XIX веке сексуальным считался уже вид одной женской ножки на десяток сантиметров выглядывающей из-под платья, то сейчас в летнее время женская одежда часто носит символический характер. И мораль вынуждена либо не замечать этого, либо как-то оправдывать, потому что такое поведение способствует повышению деторождаемости.
Заметьте, в странах с высокой рождаемостью или гарантированной встроенностью женщины в брачные отношения женская одежда гораздо более консервативна.