В 12 номере «Эксперта» за этот год опубликованы интересные заметки Александра Ивантера «Песня из Бейоглу» о турецкой музыкальной индустрии.

Турецкая музыкальная индустрия упрямо сопротивляется концентрации и глобализации. Несмотря на скромные доходы и разгул пиратства, такая стратегия поддерживает развитие национальной музыкальной традиции и поток истинных, а не «фабричных» талантов
В начале небольшая цитата из статьи:
«Турция — очень музыкальная страна, с большими традициями, законодатель музыкальной моды и стилей на Балканах и Ближнем Востоке. Здесь масса исполнителей, очень конкурентный музыкальный рынок, полторы сотни рекорд-лейблов, два целиком локальных музыкальных телеканала, активная ротация в рейтингах исполнителей.
По доле местного репертуара в совокупных продажах Турция в числе мировых лидеров: свыше 90% физических продаж приходится на произведения местных исполнителей. Аналогичные уровни патриотичности слушателей только в арабских странах, Индии и США.»

Это с одной стороны. С другой – в Турции также как и в России не менее 50% рынка составляют пиратские копии.
Но есть одна особенность, этот рынок способствует генерации новых исполнителей и поддержке талантов.
Еще одна цитата – говорит Шемсеттин Гокташ, руководитель Sony BMG Music Turkey: «Действительно, львиная доля фирм имеет одного-двух талантливых исполнителей, может довольно редко выпускать диски, но при этом остается на рынке. Не умирает, ни с кем не сливается. Дело в том, что у людей есть большой другой бизнес — текстиль, строительство, банки, все, что угодно, а музыка — побочный бизнес. Хозяевам часто неважно, будет прибыль или нет. Как поглощать такие звукозаписывающие компании — непонятно. Они абсолютно непрозрачны, это куски больших частных семейных бизнесов».

Но самая интересная часть статьи – это интервью с Мустафой Караханом, основателем и владельцем одного из ведущих турецких рекорд-лейблов TMC Muzik:
«— То есть музыкальный рекординг, продажа записей и концерты не приносят вам прибыли?
— Иногда приносят, иногда нет. Прибыль в этом секторе не является для нас главным ориентиром. Наша цель не развлекать публику, а вдохновлять людей, вселять в их сердца добро, оптимизм, веру в их собственную уникальность. Наша гранд-идея — доказать и публике, и рынку, что можно быть успешным музыкантом или режиссером, если ты в своей работе руководствуешься высокими принципами, ценностями.
Требования к музыке у нас очень высокие. Потому что музыка формирует молодежь, пятнадцати-двадцатилетних. Мы ответственны за их будущее, поэтому мы ответственны за ту музыку, которую они слушают. Независимо от того, насколько она коммерчески успешна.
Певцы, которые работают по контракту со мной, занимаются только музыкой. Они не продают свою личную жизнь журналистам и газетам. Рекламируется только сделанная работа. Личная жизнь не является источником рекламы. Мои исполнители принципиально не делают концертов под фонограмму.
Я работаю с чувствами, эмоциями. Если даже контракт не нарушен формально, но я узнаю о неэтичном поведении исполнителя (публичный скандал, наркотики и прочее), я разрываю с ним всяческие отношения. Пусть даже неустойку выплачу по суду, но больше с таким человеком я работать не буду.
— Сначала я оцениваю музыкальное качество работ претендентов. Если оно меня устраивает, мы долго разговариваем «по душам», о нравственных и жизненных принципах человека. Если сходимся в наших принципах, заключаем контракт.
До выхода первого альбома обычно проходит год. За это время этические качества человека проявляются уже не на словах, а на деле.»

Может быть нашим продюсерам стоит съездить поучиться в Турцию. :)

@темы: Интересности, Музыка