Основные законы диалектики: о единстве и борьбе противоположностей, переходе количества в качество и отрицания отрицания вполне можно дополнить еще одним – «Законом преобразования чужого в свое» или «Законом обладания».
Остановимся на самом мирном его варианте – преобразовании чужих мыслей в собственные.
По традиции, в начале ответим на вопрос – а зачем это нужно? Зачем необходимо это преобразование?
Первый вариант ответов лежит в чисто утилитарной плоскости. В процессе «товарообмена» общества и индивида, общество в обмен на допуск к средствам поддержания жизнедеятельности и адаптации в нем, требует некую сумму знаний и умений. Путь постижения с помощью собственного опыта, ввиду гигантской совокупности накопленных и востребованных знаний, не срабатывает начиная, наверное, со средних веков. А по сему приходится полагаться на чужой опыт, закрепляя его практикой.
Но нас больше интересует духовный опыт человека. В одном из своих размышлизмов («Добро и Зло – 2» ) мы уже писали, что большую часть духовного самостроя среднестатистический человек предпочитает делегировать во вне – религии, общественной идеологии, устоявшимся моральным принципам, потребляя уже готовые формулы и положения. Но жизнь многообразна и еще не создан фолиант, прописывающий все случаи, требующие моральной оценки. И хотя повседневность скорее нейтральна к категориям добра и зла, в случае возникновения «отклонений» человеку приходится опираться на хотя бы минимальные, но собственные умозаключения.
Итак, мы получили первый стимул, первую потребность в переработке «чужих» внешних воззрений в некий свод собственных правил.
Начиная с века одиннадцатого (изобретения книгопечатания) чужие мысли чаще всего потребляются не через слово устное, а письменное.
Зачем же мы читаем книги? (См. «Слово о книгах – 1» )
Вариант первый - для получения своей порции переживаний. «Чужие переживания неизбежно для нас заразительны..», - писал Платон и трудно с ним не согласиться. Зрелища являются необходимым и даже можно сказать обязательным дополнением к хлебу насущному.
Наша повседневная жизнь не так богата эмоциями, поэтому человек и прибегает ко всяким искусственным стимуляторам (TV, книги, театр, кино...) для их подпитки, заменяя переживание сопереживанием.
Но вернемся к мировоззренческому аспекту, внутреннему «я». По аналогии с переживанием, можно утверждать, что и чужие мысли для нас заразительны.
Живопись – это сочетание красок и линий, принципы гармоничности которых нам задает природа или наше тело, как часть той же природы. Литература, если продолжить аналогию, является сочетанием слов (красок) и сюжетов (линий). В отличие от дидактики, философских трудов, она подобно сюжету в живописи облегчает восприятие излагаемых идей. (Никто не отрицает самоценность самого словесного потока, оторванного от какого-либо сюжета, но это скорее маргинальный случай, чтиво для изощренных эстетов).
Универсальность книг и вообще литературы состоит в том, что, озвучив голый принцип, она сразу же дает пример его воплощения в жизнь, применения к обыденным жизненным ситуациям, с которыми может столкнуться реально или в воображении читающий.
Но слово сказанное - не есть слово воспринятое. Появляется еще один посредник – память. Обычно человек может запомнить только малую часть прочитанного и, скорее всего, только то, что вызвано необходимостью или созвучно его мыслям и идеям.

Как расширить этот горизонт восприятия?
А надо ли? Отвечу скорее положительно, чем отрицательно. Прочитанное или в более общем варианте – воспринятое, должно погрузиться в нас и пройти значительную «переплавку», превратившись в некий набор кирпичиков нашей модели мироздания. И чем больше и разнообразнее этот строительный материал, тем внутренне богаче становится человек.
Последнее, помимо чисто морального удовлетворения, подпитываемого некой толикой восхищения окружающих нас, имеет и утилитарную ценность. Человек в итоге становится более адаптивным к внешней действительности, а, значит, увеличивает количество возможных сценариев реализации своей судьбы. Жизнь наша, увы, состоит не только из подъемов, но и временных спадов и успешность достижения очередной вершины часто определяется многообразием способов движения к ней.
Но есть одно существенное «но». Внутренний мир формируется внутренним осмыслением. Это то, что выстраивается самим человеком и отнюдь не тождественно сумме накопленных знаний. И здесь мы плавно подходим к способам преобразования «чужих» мыслей в «собственные», как одному из этапов «большого строительства».
Из собственного опыта могу выделить три действенных метода этого преобразования.

Первый достаточно прост и требует только некой систематизации полученного материала для удобства пользования.
Это выписки или конспектирование прочитанного. Основной недостаток – пассивность восприятия, но полученное в итоге вполне может служить исходным материалом для последующих ступеней.

Следующий уровень – комментарии к прочитанному. В русле высказанных автором идей – несколько абзацев-иллюстраций на основе собственного опыта.

Высшая стадия - размышление на заданную тему («телега»). В отличие от предыдущего уровня чужая мысль служит только для обозначения темы, и количество авторского материала намного превосходит исходный.

На мой взгляд в качестве образца такого чистого размышления можно привести медитации Бхагавана Шри Раджниша (Ошо), особенно по Евангелиям и трудам Ницше.
«Телегами» в свое время увлекались хиппи и, говорят, что становление Пелевина произошло благодаря именно им. :)

@темы: Размышлизмы, Литература

Комментарии
10.04.2006 в 12:12

:rotate: Я, так понимаю, "Высшая стадия" - Ваш "конек"...
10.04.2006 в 16:50

moty :)



Увы, до Ошо мне еще далеко. :(

Но цель всегда должна быть вне зоны близкой досягаемости. :)
10.04.2006 в 17:08

:confused: У меня почему-то не активировался "смайлик"...
10.04.2006 в 17:48

moty :)



Это из-за "ремонта" дневников провайдером. :(

На главной странице в новостях есть инструкция как их восстановить, а заодно картинки и аватары. :)

Расширенная форма

Редактировать

Подписаться на новые комментарии