Что подвигло Захара Прилепина написать свое «Письмо товарищу Сталину» мне не ведомо. Ведь он же писатель, а значит может и умеет облечь свою мысль в любую оболочку. Но зачем-то потребовалось со всего маху наступать на любимую мозоль российского общества, что бы в ответ понеслись со всех сторон хула и поношение (с предложением мордобития).
Странная это штука – история. Какая-то совокупность оценочных суждений.
Вот Гитлер – мракобес и фашист. А Наполеон, пусть не герой, но вполне достойная личность. Гражданский кодекс придумал. Так ведь Гитлер, в отличие от Наполеона, Москву не взял.
Были, правда, попытки историзма – объяснения причин исторических явлений естественно-научными методами, но после победы и крушения марксизма (самого известного примера этого самого историзма) говорить о нем считается дурным тоном.
Хотя, все возвращается на круги своя. И вот уже серьезные историки не расставляют события по заранее заготовленным полочкам, а задаются, в общем-то, элементарным вопросом – можно ли было в той ситуации поступить иначе? И ответ на него не всегда бывает очевиден.
Прилепин обнажил внутренний диссонанс нашего народа – понимания, что при Сталине Россия стала великой державой, и мы до сих проедаем созданное при нем, и понимания, что все это построено на крови, в том числе наших родственников и близких.
И надо этот диссонанс как-то разрешать, в том числе путем открытой дискуссии без поношения и мордобития.
А пока мы имеем то, что имеем.
Это само письмо. В комментариях – ответ Прилепину.
Странная это штука – история. Какая-то совокупность оценочных суждений.
Вот Гитлер – мракобес и фашист. А Наполеон, пусть не герой, но вполне достойная личность. Гражданский кодекс придумал. Так ведь Гитлер, в отличие от Наполеона, Москву не взял.
Были, правда, попытки историзма – объяснения причин исторических явлений естественно-научными методами, но после победы и крушения марксизма (самого известного примера этого самого историзма) говорить о нем считается дурным тоном.
Хотя, все возвращается на круги своя. И вот уже серьезные историки не расставляют события по заранее заготовленным полочкам, а задаются, в общем-то, элементарным вопросом – можно ли было в той ситуации поступить иначе? И ответ на него не всегда бывает очевиден.
Прилепин обнажил внутренний диссонанс нашего народа – понимания, что при Сталине Россия стала великой державой, и мы до сих проедаем созданное при нем, и понимания, что все это построено на крови, в том числе наших родственников и близких.
И надо этот диссонанс как-то разрешать, в том числе путем открытой дискуссии без поношения и мордобития.
А пока мы имеем то, что имеем.
Это само письмо. В комментариях – ответ Прилепину.
9 августа 2012 года 14:44
Стесняться своих отцов
Захар Прилепин. По поводу всего
Текст целиком >>>