В первой части размышлизмов о Римской империи помещаю рецензию на книгу Александр Никонова «Судьба цивилизатора».
Странная это наука – история. Чем дальше в глубь веков, тем больше субъективных и оценочных суждений, порой имеющих мало общего с реально происходившими событиями.
К примеру, всем известно, что греки с помощью деревянного коня и прочих чудес выиграли троянскую войну. И в это свято верили не одно столетие, пока раскопки не показали, что, скорее всего, все происходило с точностью до наоборот, а в качестве моральной компенсации за поражения через пару столетий был создан воодушевляющий молодежь эпос.
На этом основании, в свое время, развернулась целая компания по исключению истории из списка серьезных наук, вообще. Хорошо, что вовремя пришел на помощь историзм – попытка объяснить происходящее через действие объективных сил, которые можно, если не измерить, то хотя бы обнаружить. Самый известный пример историзма – всепобеждающее учение Маркса и Энгельса.
Увы, и эти попытки, даже воплощенные в жизнь, показали свою ограниченность.
Однако, желание объяснить: почему именно так, а не иначе, никуда не делось. Только все чаще за основу стали брать не производительные силы и производственные отношения, а менталитет нации.
Именно на мышление римлян опирался Александр Никонов, описывая взлет и падение великой Римской империи.
И то, что это была действительно великая империя доказывает простое перечисление фактов.
Можно сказать, это был первый проект объединенной Европы. Сейчас вместо одного государства на месте древней империи 36 разных стран. А когда-то...
Единая финансовая система. Один язык международного общения - латынь. Единая система мер и весов. Единая материальная культура, постепенно превращающаяся из национальной в интернациональную: галльская керамика распространена по всей империи - так же как греческие вина, сирийские ткани... Единые системы местного самоуправления и судопроизводства, составления юридической и торговой документации… Римский город в Африке становится похожим на римский город в Германии.
Культурный плавильный котел.
...Крохотный городок Помпея, словно нарочно законсервированный для потомков извержением Везувия, городок, по своему статусу аналогичный какой-нибудь современной Кашире или Зарайску, имел два театра - на полторы тысячи зрителей и на полтысячи.
…
...Почти все крупные современные города Европы были основаны римлянами. Париж, Лондон, Будапешт, Вена, Белград, Орлеан, София, Милан, Турин, Берн... - все это бывшие римские поселения.
В Римской империи было 1500-1800 городов. Для сравнения: в России начала XX века - около 700. При гораздо большей территории.
...Население города Рима на пике его могущества составляло миллион человек. После крушения Империи человечеству понадобилось около двух тысяч лет, чтобы выйти на тот же уровень урбанизации - лишь в начале XX века население некоторых европейских
городов перевалило за миллион.
…
Огромный город - непростой организм. Ему нужны системы жизнеобеспечения. Город нужно снабжать, в первую очередь, водой. В современных условиях для этого создают целые водохранилища. В Древний Рим воду подводили 14 акведуков с расстояния от 15 до 80 километров. Далее вода разводилась по городским фонтанам, водосборным бассейнам, общественным баням и туалетам и даже заводилась в отдельные дома зажиточных граждан. Это был самый настоящий водопровод, которого Европа не узнает еще тысячи лет...
Из города нужно выводить нечистоты. Знаменитая римская канализация - Клоака Максима - была столь велика, что обслуживающие ее работники плавали по этому подземному каналу, несущему нечистоты, на лодке….После падения Рима в городах цивилизованной Европы канализация появилась только через две тысячи лет. А в Риме она тысячу лет существовала.
…
А дороги! Знаменитые римские дороги во многих частях Европы использовались по прямому назначению вплоть до начала XX века. Какую современную дорогу можно использовать... нет, даже не две тысячи лет, а хотя бы пару сотен? Хотя бы 20 лет без ремонта?
И еще о дорогах
читать дальше

Странная это наука – история. Чем дальше в глубь веков, тем больше субъективных и оценочных суждений, порой имеющих мало общего с реально происходившими событиями.
К примеру, всем известно, что греки с помощью деревянного коня и прочих чудес выиграли троянскую войну. И в это свято верили не одно столетие, пока раскопки не показали, что, скорее всего, все происходило с точностью до наоборот, а в качестве моральной компенсации за поражения через пару столетий был создан воодушевляющий молодежь эпос.
На этом основании, в свое время, развернулась целая компания по исключению истории из списка серьезных наук, вообще. Хорошо, что вовремя пришел на помощь историзм – попытка объяснить происходящее через действие объективных сил, которые можно, если не измерить, то хотя бы обнаружить. Самый известный пример историзма – всепобеждающее учение Маркса и Энгельса.
Увы, и эти попытки, даже воплощенные в жизнь, показали свою ограниченность.
Однако, желание объяснить: почему именно так, а не иначе, никуда не делось. Только все чаще за основу стали брать не производительные силы и производственные отношения, а менталитет нации.
Именно на мышление римлян опирался Александр Никонов, описывая взлет и падение великой Римской империи.
И то, что это была действительно великая империя доказывает простое перечисление фактов.
Можно сказать, это был первый проект объединенной Европы. Сейчас вместо одного государства на месте древней империи 36 разных стран. А когда-то...
Единая финансовая система. Один язык международного общения - латынь. Единая система мер и весов. Единая материальная культура, постепенно превращающаяся из национальной в интернациональную: галльская керамика распространена по всей империи - так же как греческие вина, сирийские ткани... Единые системы местного самоуправления и судопроизводства, составления юридической и торговой документации… Римский город в Африке становится похожим на римский город в Германии.
Культурный плавильный котел.
...Крохотный городок Помпея, словно нарочно законсервированный для потомков извержением Везувия, городок, по своему статусу аналогичный какой-нибудь современной Кашире или Зарайску, имел два театра - на полторы тысячи зрителей и на полтысячи.
…
...Почти все крупные современные города Европы были основаны римлянами. Париж, Лондон, Будапешт, Вена, Белград, Орлеан, София, Милан, Турин, Берн... - все это бывшие римские поселения.
В Римской империи было 1500-1800 городов. Для сравнения: в России начала XX века - около 700. При гораздо большей территории.
...Население города Рима на пике его могущества составляло миллион человек. После крушения Империи человечеству понадобилось около двух тысяч лет, чтобы выйти на тот же уровень урбанизации - лишь в начале XX века население некоторых европейских
городов перевалило за миллион.
…
Огромный город - непростой организм. Ему нужны системы жизнеобеспечения. Город нужно снабжать, в первую очередь, водой. В современных условиях для этого создают целые водохранилища. В Древний Рим воду подводили 14 акведуков с расстояния от 15 до 80 километров. Далее вода разводилась по городским фонтанам, водосборным бассейнам, общественным баням и туалетам и даже заводилась в отдельные дома зажиточных граждан. Это был самый настоящий водопровод, которого Европа не узнает еще тысячи лет...
Из города нужно выводить нечистоты. Знаменитая римская канализация - Клоака Максима - была столь велика, что обслуживающие ее работники плавали по этому подземному каналу, несущему нечистоты, на лодке….После падения Рима в городах цивилизованной Европы канализация появилась только через две тысячи лет. А в Риме она тысячу лет существовала.
…
А дороги! Знаменитые римские дороги во многих частях Европы использовались по прямому назначению вплоть до начала XX века. Какую современную дорогу можно использовать... нет, даже не две тысячи лет, а хотя бы пару сотен? Хотя бы 20 лет без ремонта?
И еще о дорогах
читать дальше
…что за инженерное сооружение такое - римская дорога.
Сначала роется траншея глубиной примерно метр - метр десять. Если почва некрепкая, заболоченная, в дно траншеи забиваются дубовые сваи. Края траншеи укрепляются каменными плитами. Затем, как в пироге, выкладываются разные слои – крупного камня, камня помельче, песка, снова камня, извести, черепичного порошка... «Слоеный пирог» заполняет всю вырытую траншею. Сегодня это называется дорожной подушкой. Сверху на подушку кладется собственно дорожное покрытие - каменные плиты, расположенные небольшой горкой, чтобы дождевая вода стекала с центра дороги в боковые дренажные канавы.
…
В XIX веке некий Мак-Адам придумал строить дороги, насыпая слой щебня толщиной 0,3 метра на специально разровненную и уплотненную земляную поверхность. Фридрих Энгельс высоко оценил успехи тогдашнего дорожного строительства: «Дороги в Англии в прошлом столетии были так же плохи, как и в других странах, пока известный Мак-Адам не положил начало строительству дорог на научных принципах и не дал этим новый толчок прогрессу цивилизации».
Без комментариев...
Папа их казнил.
Мог бы и не казнить. Римское общество не настаивало. Кто-то предлагал ограничиться изгнанием. У кого-то на глазах даже блестели слезы. Но папа проявил твердость. И сам смотрел, как сыновьям топором рубят головы, положив связанными на землю. Государственного ума человек!..
Подчеркну, если кто не уловил: никакой постоянной дани на покоренные народы Рим той поры не накладывал!
…
Ученики, кстати, не ограничивались написанием зажигательных и убедительных речей-сочинений. Они учились произносить их вслух. Что, кстати, тоже было очень важно для каждого римлянина, поскольку каждый римский гражданин - потенциальный соискатель, кандидат на выборную должность. И от того, насколько убедительно он будет выступать перед своими избирателями, зависит, проголосуют за него или нет.
Да, Римская Империя была великой, но, тем не менее, и она погибла...
Через тысячу лет.