Партизанский маркетинг применяется там, где на стандартные приемы либо не хватает денег, либо они не срабатывают. И недостачу финансов и внимания публики к товару компенсируют «интеллектуальной» капитализацией.



Впервые термин «партизанский маркетинг» (ПМ) ввел американец Джей Конрад Левинсон. В 1983 году он опубликовал книгу Guerilla Marketing (от англ. guerilla - «партизан»), где была сформулирована теоретическая база ПМ. Изначально ПМ задумывался как курс выживания для небольших фирм, вынужденных конкурировать с крупными компаниями. Именно поэтому для описания своих идей Левинсон воспользовался военной терминологией. Так же, как партизанский отряд не может применять методы регулярной армии, маленькая компания, не обладающая значительными ресурсами, не может использовать обычные методы конкуренции.



Левинсон предложил набор простых и относительно недорогих приемов, с помощью которых небольшой бизнес может устоять в борьбе с крупными игроками.

Главная цель этих приемов - создать иные, чем обычно, мотивы совершения покупки. Традиционный маркетинг исходит из того, что сначала нужно заставить покупателя осознать какую-либо проблему (например, сказав, что у него нарушена микрофлора кишечника), а затем предложить способ ее решения. Партизаны, как правило, не используют рациональные аргументы. Они стремятся заставить потребителя испытать сильные эмоции, под влиянием которых спонтанно совершается покупка.



Мы сталкиваемся с проявлениями ПМ повседневно, порой совершенно не замечая этого.

Во время футбольного матча на поле выбегает промоутер, на спине у него - логотип бренда. Каждый день по одной и той же ветке метро проезжает человек, читающий недавно опубликованную книгу или номер нового журнала. В магазине как бы случайно остановившийся рядом с вами человек громко перечисляет преимущества какого-то товара... (Кажется у Пелевина было нечто похожее в "Generation "П". :))

И это срабатывает. В пространстве, насыщенном рекламой необходимо искать нетрадиционные способы воздействия на потребителя.



За прошедшие 24 года с момента опубликования книги Левинсона набор приемов ПМ значительно расширился, и он стал применяться не только мелкими, но и крупными компаниями.

Приведем несколько примеров из российской практики.

1. «Подрывные акции» на территории противника. читать дальше

2. Флэшмобы (англ. flashmob - кратковременные уличные мероприятия, проходящие по заранее разработанному сценарию). читать дальше

3. Создание иллюзии ажиотажного спроса. читать дальше

4. Продвижение автомобилей Lexus. В этом случае «партизанский» маркетинг применялся к узкой группе потребителей - покупателей дорогих автомобилей.

читать дальше

5. Работа с аудиторией не восприимчивой к обычной рекламе. Например, с людьми, принимающими решение о закупках для фирмы.

читать дальше

6. Из мировой практики. читать дальше



Вирусный маркетинг

В основе «вирусного» маркетинга лежит феномен слухов. Слух - это самотранслирующееся сообщение. Его трудно удержать в себе и человек старается передать его дальше, а передав, испытывает психологическое облегчение. Так, в случае с Heineken объемы продаж этой марки увеличились еще и потому, что администраторы клубов стали рассказывать своим коллегам об оригинальной кампании.

В арсенале «партизанского» маркетинга есть ряд специальных приемов, посредством которых компании стимулируют распространение «вирусов», то есть подталкивают клиентов к тому, чтобы те активно рекомендовали товар или услугу своим знакомым.

С тактикой – «Приведи одного, двух, а лучше трех друзей и получишь …» мы тоже сталкиваемся ежедневно.



Компания Unilever в целях стимулирования продаж мыла Dove вручала два куска мыла каждой женщине, принесшей вместе с купоном на скидку адреса трех своих подруг. Потом подруги якобы от ее имени получали по почте кусок мыла.



В последнее время активно стала использоваться скрытая реклама через SMS. Каждое SMS-сообщение (за исключением откровенно рекламных рассылок) человек воспринимает как информацию, адресованную лично ему, поэтому он, как правило, дочитывает его до конца. Допустим, SMS содержит следующий текст: «Дима, здорово. Идешь на Jamiroquai в СКК в следующую пятницу? Мы тут уже впятером собрались». В худшем случае получатель подумает, что, поскольку он не Дима, его это не касается, и сотрет сообщение. Однако он уже точно знает о концерте группы Jamiroquai. И не исключено, что он купит билет.



Другой пример - интернет-форумы. Далеко не все потребители догадываются, что участниками форумов могут быть специально нанятые люди. Одни из них задают вопросы о каких-либо товарах или услугах, другие - отвечают.



читать дальше