У Надежды Петровны Ламановой – первого русского кутюрье, «Поставщика двора Его Императорского Величества» была отнюдь не легкая жизнь.
Родилась она 14 декабря 1861 года в русской провинции, в деревне Шутилово Нижегородской губернии. Отец – Петр Михайлович Ламанов был потомственный дворянин из обедневшего рода. Он избрал военную карьеру и к моменту рождения старшей дочери Нади имел чин полковника.

Семья была на грани разорения (остались огромные долги после кончины старшего брата отца), когда Надежда после окончания восьми классов местной гимназии решила уехать из родительского дома в Москву, чтобы самостоятельно зарабатывать на жизнь. Надо было помочь поставить на ноги трех младших сестер. Здесь она поступает в школу кройки и шитья О.Сабуровой и вскоре становится моделистом в известной по тем временам мастерской – госпожи Войткевич. Ей сопутствует успех и признание опытных закройщиц.
Чувство одежды, как чувство цвета у художника, – дар Божий. У молодой Ламановой, по всеобщему признанию, оно было идеальным.

В начале 80-х годов Надежда выходит замуж за Андрея Павловича Каютова – молодого юриста, писаного красавца и актера-любителя. Значительно позже Каютов стал очень богатым новым русским тех времен, управляющим московским отделением известного страхового общества «Россия».
Творческая среда, к которой так тяготели счастливые молодожены, завершила формирование Ламановой как художника и на десятилетия вперед определила ее постоянный интерес к театру. В 1885 году она открывает собственную мастерскую на Тверском бульваре. Дело было поставлено на широкую ногу не без участия деятельного и предприимчивого супруга.
Шикарные интерьеры, комфорт и безукоризненное обслуживание мгновенно снискали предприятию широкую известность не только в Москве, но и Санкт-Петербурге.
Тому немало способствовал тот факт, что наиболее известные представители творческой интеллигенции: актеры, художники, музыканты, режиссеры – стали постоянными клиентами мастерской. Высокие культурные запросы русской художественной элиты совпадали с творческими исканиями самой Ламановой.

Первые успехи и всеобщее обожание не вскружили голову молодому модельеру, прекрасно осознавшей, что природный талант нуждается в постоянной шлифовке, а само искусство моды – в постоянном притоке свежих идей.
Она продолжает учиться у русских художников, постигает премудрости русского национального костюма, совершает поездки в Париж, знакомится со знаменитыми европейскими модельерами.
Общение с выдающимся современником знаменитым французским кутюрье Полем Пуаро перешло со временем в личную и творческую дружбу. Результатом этих контактов стали серии блистательных придворных туалетов – подлинных произведений искусства. И на вывеске ее мастерской появилась надпись: «Поставщик двора Ея Императорского Величества».
Костюмы того периода в стиле сецессион хранятся до сих пор как национальное достояние в Эрмитаже.

Затем была революция, потеря всего состояния. Попытки вписаться в новую действительность и смерть 15 октября 1941 года в скверике Большого театра, когда ее 80-летнего художника по костюмам попросту забыли включить в списки эвакуации.



читать дальше

@темы: История, Творчество

Комментарии
07.01.2008 в 16:44

Zatv :) спасибо за интересный материал

Расширенная форма

Редактировать

Подписаться на новые комментарии