воскресенье, 24 февраля 2008
Ирину Богушевскую часто сравнивают с ранней Пугачевой. Той Пугачевой 1978–1985 годов, которая восхитительно пела «Беду», «Без меня», «Вот так случилось, мама», «Все силы даже прилагая», «Вспоминай меня», «Дежурный ангел», «Жди и помни меня», «Когда я уйду», «Куда уходит детство», «Ленинград», «Монолог». Эти песни на стихи Мандельштама, Цветаевой, Высоцкого, Ахмадуллиной, Евтушенко, Тушновой, раннего Резника – дали тот феерический пласт нашей музыки, который до сих пор питает самых дерзновенных.
И Богушевская вдруг стала писать такие песни, которые становятся вровень с этими вершинами.
У Ирины очень немного альбомов.
«Книга песен», «Легкие люди», «Бразильский крейсер», «Шоу для тебя одной», «Странные песни А. Вертинского» (совместно с А.Скляром), «Нежные вещи». Последняя программа «Шелк» еще не вышла на отдельном диске.
Вот как описывает корреспондент газеты «Взгляд» впечатления от концертного представления этой программы.
«Ирина не видела, что происходило в зале. На третьем ряду, наискось от меня, сидела красивая девушка, и по ее лицу текли слезы. Она быстро, как бы походя, всхлипывала, но от сцены не отрывалась, и слезы салфеткой не обмокала. Рядом с ней сидел ее парень, по виду начинающий бизнесмен, и ладонью, окаймленной голубой рубашкой из-под темного пиджака, нервно сжимал ее тонкое запястье. Они слушали Ирину. А неподалеку от них размахнулся почти на полтора кресла вширь здоровенный мужик в дорогом свитере. Он сжал рукой лицо, словно закрываясь от потока пронзительных нот, только глаза поблескивали от случайных прожекторов. Происходило что-то новое.»Но слова вряд ли передадут очарование ее песен. Поэтому отсылаю на
официальный сайт певицы. Особенно рекомендую послушать:
Август,
Нежные вещи,
Госпожа твоих снов,
Нежная осень,
У нас в раю,
Здесь и вместе.
(Если щелкнуть на иконку слева, то можно скачать в формате МР3)
А полный список творений Ирины –
здесь.
А теперь фрагменты из интервью и ответы на записки из зала.
Музыкант должен быть бедным, больным и бездомным или музыкант должен быть всегда толерантным, импозантным, пикантным и элегантным? Умка.читать дальшеМузыкант должен быть похож на свою музыку. Если она у него бедная и больная, пусть и он будет бедным и больным. Вот, скажем, Игги Поп. Видели его? Сразу видно, что человек как следует покатался в машине смерти. Или группа "Руки вверх", этот их полненький, Жуков. Имидж придурочного, но ласкового телёнка. Абсолютно то, что нужно при этом наборе звуков. А вот когда группа упитанных розовощёких карлсонов в самом расцвете сил истерически поёт о наркоте и суициде, это уже смешно, ne c`est pas?
Моя вот музыка, к сожалению, умная и красивая. От меня это не зависит. Приходится соответствовать.
------------------------------------------------
– А какие радиостанции сейчас крутят ваши песни?
– Не знаю, я не слежу за этим вопросом. «Шансон», наверное, крутит. Я на самом деле больше знаю примеров региональных радиостанций, которые не управляются из какого-то московского холдинга. Получается, что никто из федеральных. Действительно эти песни с первых двух-трех пластинок не монтируются с современными всякими форматами никак.
Я семь лет назад страшно переживала по этому поводу. Настолько, что собиралась паковать чемоданы и уезжать из страны. Как же я никому тут не нужна, такая прекрасная! Потом у меня это отношение как-то поменялось, когда я в реальности проделала такой фокус. Я ведь прекратила заниматься музыкой и сказала своим музыкантам: «Ребята, мы дорабатываем сезон 2001 года, а дальше я не знаю, что я буду делать». Потом прошло какое-то время, у меня родился Даня, я очень долго сидела и не работала. И поняла, что я не могу, меня ломает, я попаду в дурдом, если не выйду и не начну заниматься музыкой, потому что как-то очень сильно всему организму этого хочется.
И я подумала, что по любому буду этим заниматься, с любыми результатами, просто тупо играть в клубах. Соберу оркестр типа «Свадьбы и похороны» и буду заниматься исполнением музыки все равно за какие деньги. Как ни странно, после этого все повалило как снежный ком. Очевидно, если ты отвязываешься от результата и снимаешь с себя ответственность за то, чтобы немедленно попасть в «Песню года», – наверно, это правильное отношение к делу. Может быть.
----------------------------------------------
Уже второй раз прихожу на Ваш концерт и очень рада... Про городскую птицу, как ни странно, я песню поняла, а вот про "Два лепестка", пожалуйста, поподробнее.
Пожалуйста. Ключом к этому тексту служит древняя мудрость о том, что не годится для любви та женщина, которая не умеет танцевать и плавать, а также теория относительности А.Энштейна.
Время, сладкое, как мёд, время вытекло из сот.
Время мимо нас течёт, не задевая нас.
Итак, время и есть та самая субстанция, в которой в полном беспамятстве плавают, а также танцуют наши герои. Как следует из этих строк, время обладает не только плотностью и вязкостью, но и вкусом. Вообще-то, время и есть главный лирический герой этой песни.
Или это мы вдвоём мимо времени плывём,
Мимо времени течём, не открывая глаз.
Все мы знаем, что такое "изменённое состояние сознания". Но эти строки говорят нам о том, что при очень определённых условиях* изменяться может не только сознание, но и тело человека. Оно может становиться сверхлёгким, практически невесомым, как две перелётных паутинки, а также текучим, как вода и обжигающим, как огонь, светящимся, как светлячок и нежным, как лепесток яблони, цветущей в райском саду. Далее.
Время вытекло из сот. Время мимо нас течёт
То быстрей, то медленней, то вспять, а то наоборот.
Представляете, эти строчки я написала за три года до того, как впервые посмотрела "Антропологию" с Ниной Шаповаловой, создавшей теорию о неравномерности вращения Земли. Академические учёные на эту теорию нападают, а я так была очень рада услышать, что наш шарик вращается то быстрей, то медленней - потому что я всегда это чувствовала.
Или, как пух по ветерку, как перекати-поле по песку
* Это Очень Определённое Условие - любовь.
-----------------------------------------
Героиней какой сказки Вы себя ощущаете?
Когда мне удаётся сделать хорошую работу, например, выпустить пластинку - то Василисой Прекрасной. А когда пятый подряд программный директор какой-нибудь FM-станции говорит, что это "не наш формат" - чувствую, что превращаюсь обратно в лягушку.
----------------------------------
Ира!!! Когда состоялось Ваше первое знакомство с творчеством Бродского? Велико ли влияние Его творчества на Ваше?
Когда я училась на первом курсе, В МГУ был довольно сильный КСП-шный "куст". Поскольку я тоже вроде как писала песенки, то познакомилась со всеми этими людьми, - и, в частности, с Лёшей Карпуниным, который однажды и спел "нынче ветрено и волны с перехлёстом". Как Вы понимаете, тогда Бродский был персоной нон грата, и найти его поэзию в библиотеках было абсолютно нереально. Какие-то замурзанные ксероксы, которые ты должен был вернуть утром. Как следует я прочла Бродского намного позже, когда появился его многотомник. Скажу честно, у меня случился культурный шок. Дело в том, что, прочтя строчки
На площадях, как "прощай" широких,
В улицах узких, как звук "люблю",
я поняла, что впервые в русской поэзии произошло полное слияние фонетики с семантикой. То есть звук стал равен смыслу, и наоборот. Что это в принципе возможно. Что Бродский это сделал. Что его поэзия отличается от того, что называется "классическая русская", как геометрия Лобачевского от геометрии Эвклида. Он вывернул пространство поэзии в новое измерение, понимаете?
После этого я перестала писать стихи. Это не был какой-то сознательный шаг, просто так получилось. Кстати, большинство современных поэтов, пережив, судя по всему, нечто подобное, писать стихов не перестали - но очень часто я вижу, что это не они пишут, а работает матрица, созданная Бродским. Единицы сохранили собственную интонацию! В истории науки подобное явление называется "смена парадигмы". Вот что такое Бродский для меня.
Ещё одно наблюдение. Читая миниатюры из серии "Часть речи", я вдруг почувствовала подсознательный внутренний протест против того, что читаю это, как и миллионы других людей, в книжке, изданной большим тиражом. По логике современного искусства, каждое такое стихотворение - это шедевр. А шедевр не может быть общедоступен. Как это объяснить... Ну вот есть, скажем, Пикассо. Его оригиналы стоят немыслимых денег и доступны единицам. Копии, например, репродукции в альбомах - это нечто принципиально другое. Поэтому их много, и каждый может купить и поставить на полку. Так вот, есть какое-то особое Свинство Печатного Слова в том, что у Бродского оригинал и копия равны. Ведь по воздействию на психику стихотворение "Я родился и вырос в балтийских болотах, подле..." абсолютно равно какой-нибудь гравюре Хокусая. Единично существующий экземпляр его должен в рамочке висеть на стенке в музее современного искусства, скажем, в Лондоне и стоить миллионы.
--------------------------------------------------
Извините, пожалуйста, за стандартный вопрос, но очень хочется узнать, кто Ваш любимый композитор, певец, писатель или поэт.
Исаак Дунаевский, Антонио Карлос Жобим, Жоао Жильберто, Seal, Сергей Канашенко, А.А.Милн, Хулио Кортасар, Морис Метерлинк, Юрий Коваль, Осип Мандельштам, Борис Пастернак, Иосиф Бродский, Светлана Кекова, Александр Левин.
-----------------------------------------------------
И еще две статьи об Ирине – здесь и здесь.
@темы:
Богушевская,
Музыка
Шёлк
(новая программа)
МХАТ им.Горького
Тверской бульвар, 22.
Телефон: 203-87-73
Начало: 19:00
Слышала Богушевской совсем мало - а после такой записи захотелось изучить пристальнее.
Спасибо!
Я тоже для себя открыл Богушевскую совсем недавно и был приятно поражен ее альбомом "Нежные вещи".
Думаю, получите истинное удовольствие.
Zatv, уже начала )
мой маил - [email protected] - если что.