Терренс Вэнс Гиллиам – один из моих любимых режиссеров. За свою творческую карьеру ему удалось снять несколько поистине культовых фильмов.
Человек этот весьма разносторонен – актер, сценарист, мультипликатор, художник, но славу ему, несомненно, принесли именно фильмы.
Гиллиам начинал как художник-аниматор и в этом качестве был приглашён работать на одну из британских студий. Очень скоро он завязал тесную дружбу со сценаристом и актёром Джоном Клизом и берётся за концептуальное офомление и анимационные эпизоды в телескетчах знаменитой британской комик-группы «Монти Пайтон». И хотя практически все работы «Монти Пайтона» были плодом коллективного творчества, художественная манера Гиллиама несомненно играла решающую роль. Поэтому нет ничего удивительного, что комедийная парадоксальная стилистика группы оказала отчётливое влияние на все последующие работы режиссера, а первой серьезной его работой был фильм –
«Монти Пайтон и Священный Грааль» (1975).
Эта сатирическая комедия на темы легенд о короле Артуре и рыцарях Круглого Стола стала одним из столпов кинобурлеска 70-х годов. Фильм высмеивает все сразу - стереотипы массовой культуры, британские политические реалии, национальные традиции, дурной вкус и многое другое...
Король Артур с большими трудностями собирает по всей Англии рыцарей для своего двора в Камелоте, а затем получает личное распоряжение Господа Бога отправиться на поиски Священного Грааля. В ассортименте: неудачная попытка овладеть вражеским замком с помощью гигантского деревянного кролика, диспут с политически подкованным сборщиком навоза, жестокая схватка с кроликом-драконом и последующее применение Священной Гранаты, приключения сэра Галахада в полном вожделеющих девственниц замке Сибирская Язва, несовместимость свадебных торжеств с буйным темпераментом сэра Ланселота и многое другое - включая финальную битву с непредсказуемым исходом...
Избранные цитаты:
- Это кто?
- Не знаю... Король, наверное.
- С чего ты решил?
- Так он тут единственный, кто не весь в дерьме.
- Ты же убил отца невесты!
- Я не имел в виду ничего такого...
- Не имел в виду? Ты же рубанул его мечом по голове!
- О боже... Надеюсь, с ним все в порядке?
«Бармаглот» (1977).
читать дальше
«Бандиты времени» (1981)
Мальчик Кевин обнаруживает, что в его шкафу есть дыра во времени. На этот факт ему раскрыла глаза банда карликов, которые раздобыли у некоего Высшего Существа карту временных переходов и теперь шастают по времени, воруя то, что плохо лежит. Кевин с карликами погружаются все дальше в прошлое - сначала в ставку Наполеона, потом в Шервудский Лес к Робин Гуду, потом в легендарные античные времена, а потом оказываются у самого начала времен, где вступают в борьбу с Изначальным Злом.
Избранные цитаты:
- Умер? Это что, повод отлынивать от работы?
- Ты что, хочешь быть вожаком нашей шайки?
- Нет, мы же договорились: никаких вожаков!
- Тогда заткнись и делай так, как я говорю.
- Да Богу наплевать на технологию! Он же ничего не знает о возможностях микросхем и о полупроводниках. Он же только тем и озабочен, чтобы трава правильно росла и радуга как следует загибалась... Вы только посмотрите, на творение чего он время тратит! Сорок три вида попугаев! Соски у мужчин!..
«Бразилия» (1985)
Фильм стал классикой кинематографа. Мрачная антиутопия в духе «1984» Оруэла.
Глобальное Министерство Информации контролирует все и вся. Но муха, попавшая в печатное устройство, отправляет в застенки вместо бунтовщика Таттла благонадежного гражданина Баттла. И на ошибочный арест и ошибочный допрос, в ходе которого благонадежный Баттл нечаянно умер, потрачены государственные деньги, которые полагается взыскать с семьи покойного. Счет по этому делу, отправленный по инстанциям, становится проклятием Сэма Лаури - опытного бюрократа с сердцем романтика... Мечты, любовь, искреннее желание сделать как лучше - все это быстро и надежно делает его врагом Системы. И у него уже нет другого выхода, кроме как раз за разом нарушать инструкции... Потому что только так их можно выполнить.
Название фильму дала популярная песенка, которая символизирует мечту о далеком и несбыточном рае. А стать культовым ему несомненно помог сценарий, написанный Галлиамом совместно с великим драматургом Томом Стоппардом.
Избранные цитаты:
- Это квитанция на арест вашего мужа. А это квитанция на получение вами квитанции.
Лозунг на стене: "Не подозревай друга - просто донеси на него"
- Это служба доставки информации взяла не того, кого надо. А я взял того, кого надо. Не того доставили ко мне как того, и я расписался за него в полной уверенности, что расписываюсь за того, а не за этого. Разве я ошибся?
Приключения барона Мюнхгаузена (1988)
Роскошная, умная и поэтичная фантазия по мотивам знаменитой книги Рудольфа Эриха Распэ, в сюжет которой Гиллиаму удалось привнести новую психологическую и философскую глубину.
Постаревший барон Мюнхгаузен, который почти смирился со скорой смертью, давно уже стал фигурой легендарной и о его приключениях ставят фарсы бродячие актеры. Но из-за маленькой обычной девочки он снова оказывается в гуще событий. Город осажден турками, которые мечтают отомстить Мюнхгаузену за давние обиды, и дряхлый барон оправляется в новое путешествие, пытаясь собрать старых друзей и снять осаду с города. Смерть раз за разом взмахивает косой над его треуголкой, но с каждым новым приключением Мюнхгаузен как будто молодеет. И сказка снова становится былью...
Вступительные титры: "Конец XVIII века. Эпоха разума. Среда."
Король-рыбак (1991)
Нью-Йорк. Джек Лукас - стильный ведущий суперпопулярного шоу на радио. Слушатели звонят ему в студию, а он жестоко, умно и зло высмеивает позвонивших, провоцирует их... И как-то раз один из слушателей поддается на его провокацию. Он делает именно то, что порекомендовал ему Лукас - идет в бар яппи и открывает по ним огонь из винтовки...
Через несколько лет Джек Лукас - сильно пьющий неудачник, которого его совесть давно уже выгнала из студии, встречает странного человека - бездомного сумасшедшего Пэрри, который считает себя рыцарем и ищет в Нью-Йорке Святой Грааль. Оказывается, этот нищий когда-то был процветающим ученым-историком, но после гибели жены от выстрела маньяка, который наслушался советов Лукаса по радио, он так и не смог придти в себя. И теперь Джеку Лукасу тоже ничего не остается, кроме как помочь Пэрри в поисках Грааля...
Великий фильм достойный отдельного поста.
Двенадцать обезьян (1995)
читать дальше
Страх и ненависть в Лас-Вегасе (1998)
читать дальше
Братья Гримм (2005)
читать дальше
Страна приливов (2005)
В качестве моральной компенсации за «Братьев Гримм» Гиллиам берет во время съемок творческий отпуск и за четыре месяца снимает этот мрачный фильм.
Одиннадцатилетняя девочка Джелиза-Роуз живет вместе с полусумасшедшими родителями наркоманами, - отец сидит на героине, а мать на метадоне. Однако Джелиза-Роуз, чувствует себя абсолютно нормально в данной маргинальной обстановке. С детской непосредственностью, она приготавливает отцу героин, помогает ему делать инъекцию, отправляя "на каникулы". Вскоре, мать умирает и Джелиза-Роуз вместе с отцом направляются в прерии, в места где вырос отец. Там он быстро находит себе кресло-качалку и, вколов дозу, умирает. Но Джелиза не скучает — у неё есть четыре кукольных головы, с которыми она разговаривает, дом, где она ловит белок, бескрайние поля, в которых она знакомится с жутковатой соседкой-ведьмой и её слабоумным братом, мечтающим убить огромную акулу, за которую он принимает скорый поезд, дважды в сутки проходящий через прерии …
В общем, зрелище не для слабонервных.
читать дальше

Человек этот весьма разносторонен – актер, сценарист, мультипликатор, художник, но славу ему, несомненно, принесли именно фильмы.
Гиллиам начинал как художник-аниматор и в этом качестве был приглашён работать на одну из британских студий. Очень скоро он завязал тесную дружбу со сценаристом и актёром Джоном Клизом и берётся за концептуальное офомление и анимационные эпизоды в телескетчах знаменитой британской комик-группы «Монти Пайтон». И хотя практически все работы «Монти Пайтона» были плодом коллективного творчества, художественная манера Гиллиама несомненно играла решающую роль. Поэтому нет ничего удивительного, что комедийная парадоксальная стилистика группы оказала отчётливое влияние на все последующие работы режиссера, а первой серьезной его работой был фильм –
«Монти Пайтон и Священный Грааль» (1975).
Эта сатирическая комедия на темы легенд о короле Артуре и рыцарях Круглого Стола стала одним из столпов кинобурлеска 70-х годов. Фильм высмеивает все сразу - стереотипы массовой культуры, британские политические реалии, национальные традиции, дурной вкус и многое другое...
Король Артур с большими трудностями собирает по всей Англии рыцарей для своего двора в Камелоте, а затем получает личное распоряжение Господа Бога отправиться на поиски Священного Грааля. В ассортименте: неудачная попытка овладеть вражеским замком с помощью гигантского деревянного кролика, диспут с политически подкованным сборщиком навоза, жестокая схватка с кроликом-драконом и последующее применение Священной Гранаты, приключения сэра Галахада в полном вожделеющих девственниц замке Сибирская Язва, несовместимость свадебных торжеств с буйным темпераментом сэра Ланселота и многое другое - включая финальную битву с непредсказуемым исходом...
Избранные цитаты:
- Это кто?
- Не знаю... Король, наверное.
- С чего ты решил?
- Так он тут единственный, кто не весь в дерьме.
- Ты же убил отца невесты!
- Я не имел в виду ничего такого...
- Не имел в виду? Ты же рубанул его мечом по голове!
- О боже... Надеюсь, с ним все в порядке?
«Бармаглот» (1977).
читать дальше
«Бандиты времени» (1981)
Мальчик Кевин обнаруживает, что в его шкафу есть дыра во времени. На этот факт ему раскрыла глаза банда карликов, которые раздобыли у некоего Высшего Существа карту временных переходов и теперь шастают по времени, воруя то, что плохо лежит. Кевин с карликами погружаются все дальше в прошлое - сначала в ставку Наполеона, потом в Шервудский Лес к Робин Гуду, потом в легендарные античные времена, а потом оказываются у самого начала времен, где вступают в борьбу с Изначальным Злом.
Избранные цитаты:
- Умер? Это что, повод отлынивать от работы?
- Ты что, хочешь быть вожаком нашей шайки?
- Нет, мы же договорились: никаких вожаков!
- Тогда заткнись и делай так, как я говорю.
- Да Богу наплевать на технологию! Он же ничего не знает о возможностях микросхем и о полупроводниках. Он же только тем и озабочен, чтобы трава правильно росла и радуга как следует загибалась... Вы только посмотрите, на творение чего он время тратит! Сорок три вида попугаев! Соски у мужчин!..
«Бразилия» (1985)
Фильм стал классикой кинематографа. Мрачная антиутопия в духе «1984» Оруэла.
Глобальное Министерство Информации контролирует все и вся. Но муха, попавшая в печатное устройство, отправляет в застенки вместо бунтовщика Таттла благонадежного гражданина Баттла. И на ошибочный арест и ошибочный допрос, в ходе которого благонадежный Баттл нечаянно умер, потрачены государственные деньги, которые полагается взыскать с семьи покойного. Счет по этому делу, отправленный по инстанциям, становится проклятием Сэма Лаури - опытного бюрократа с сердцем романтика... Мечты, любовь, искреннее желание сделать как лучше - все это быстро и надежно делает его врагом Системы. И у него уже нет другого выхода, кроме как раз за разом нарушать инструкции... Потому что только так их можно выполнить.
Название фильму дала популярная песенка, которая символизирует мечту о далеком и несбыточном рае. А стать культовым ему несомненно помог сценарий, написанный Галлиамом совместно с великим драматургом Томом Стоппардом.
Избранные цитаты:
- Это квитанция на арест вашего мужа. А это квитанция на получение вами квитанции.
Лозунг на стене: "Не подозревай друга - просто донеси на него"
- Это служба доставки информации взяла не того, кого надо. А я взял того, кого надо. Не того доставили ко мне как того, и я расписался за него в полной уверенности, что расписываюсь за того, а не за этого. Разве я ошибся?
Приключения барона Мюнхгаузена (1988)
Роскошная, умная и поэтичная фантазия по мотивам знаменитой книги Рудольфа Эриха Распэ, в сюжет которой Гиллиаму удалось привнести новую психологическую и философскую глубину.
Постаревший барон Мюнхгаузен, который почти смирился со скорой смертью, давно уже стал фигурой легендарной и о его приключениях ставят фарсы бродячие актеры. Но из-за маленькой обычной девочки он снова оказывается в гуще событий. Город осажден турками, которые мечтают отомстить Мюнхгаузену за давние обиды, и дряхлый барон оправляется в новое путешествие, пытаясь собрать старых друзей и снять осаду с города. Смерть раз за разом взмахивает косой над его треуголкой, но с каждым новым приключением Мюнхгаузен как будто молодеет. И сказка снова становится былью...
Вступительные титры: "Конец XVIII века. Эпоха разума. Среда."
Король-рыбак (1991)
Нью-Йорк. Джек Лукас - стильный ведущий суперпопулярного шоу на радио. Слушатели звонят ему в студию, а он жестоко, умно и зло высмеивает позвонивших, провоцирует их... И как-то раз один из слушателей поддается на его провокацию. Он делает именно то, что порекомендовал ему Лукас - идет в бар яппи и открывает по ним огонь из винтовки...
Через несколько лет Джек Лукас - сильно пьющий неудачник, которого его совесть давно уже выгнала из студии, встречает странного человека - бездомного сумасшедшего Пэрри, который считает себя рыцарем и ищет в Нью-Йорке Святой Грааль. Оказывается, этот нищий когда-то был процветающим ученым-историком, но после гибели жены от выстрела маньяка, который наслушался советов Лукаса по радио, он так и не смог придти в себя. И теперь Джеку Лукасу тоже ничего не остается, кроме как помочь Пэрри в поисках Грааля...
Великий фильм достойный отдельного поста.
Двенадцать обезьян (1995)
читать дальше
Страх и ненависть в Лас-Вегасе (1998)
читать дальше
Братья Гримм (2005)
читать дальше
Страна приливов (2005)
В качестве моральной компенсации за «Братьев Гримм» Гиллиам берет во время съемок творческий отпуск и за четыре месяца снимает этот мрачный фильм.
Одиннадцатилетняя девочка Джелиза-Роуз живет вместе с полусумасшедшими родителями наркоманами, - отец сидит на героине, а мать на метадоне. Однако Джелиза-Роуз, чувствует себя абсолютно нормально в данной маргинальной обстановке. С детской непосредственностью, она приготавливает отцу героин, помогает ему делать инъекцию, отправляя "на каникулы". Вскоре, мать умирает и Джелиза-Роуз вместе с отцом направляются в прерии, в места где вырос отец. Там он быстро находит себе кресло-качалку и, вколов дозу, умирает. Но Джелиза не скучает — у неё есть четыре кукольных головы, с которыми она разговаривает, дом, где она ловит белок, бескрайние поля, в которых она знакомится с жутковатой соседкой-ведьмой и её слабоумным братом, мечтающим убить огромную акулу, за которую он принимает скорый поезд, дважды в сутки проходящий через прерии …
В общем, зрелище не для слабонервных.
читать дальше
