Успеть в 28 лет отучиться четыре с половиной года в Израиле, прожить год в Германии, три – во Франции. Поработать военным корреспондентом в Абхазии и в Израиле, на радио России, в телерадиокомпании Deutshe Welle, телеканалах Euronews и Russia today. Не каждый может похвастаться такой биографией.
Речь идет о Дмитрии Глуховском, написавшем «Метро 2033», «Сумерки» и сейчас работающим над «Метро 2034».

Всегда с некоторым предубеждением отношусь к популярным книгам, ибо популярность почти всегда коррелирует с усредненностью. Но на этот раз ошибся.
Вроде бы благодарная тема – постъядерная Москва и 40 тыс. выживших в метро устраивают жизнь по своему разумению. Описывай ужасы и наслаждайся замиранием читателя на каждой странице.
Но Дмитрий оказался не так прост. Это роман о чувствах, о внутреннем становлении главного героя – Артема, который застал войну в семилетнем возрасте и за его плечами десяток лет проведенных в подземелье.
Некое представление о тексте дает отрывок о судьбе, который на самом деле является внутренним монологом главного героя под воздействием газа, вызывающего галлюцинации.

По структуре роман представляет собой явный квест. Но в отличие от Дж. Толкина, где группа героев мужественно идет топить очередное кольцо и доходит до конечной точки почти в полном составе, у Глуховского все сопровождающие Артема в его месячном путешествии от «ВДНХ» до «Библиотеки им. Ленина» погибают или исчезают. Как бы передавая молодого парнишку по эстафете дальше.
Постъядерное метро представляет собой конгломерат республик, объединений, отдельных станций, часто враждующих между собой, и еще опасных для жизни туннелей. В нем есть и коммунисты, и фашисты, и сатанисты, верующие, что можно докопать яму до самого ада. Свидетели Иеговы, старающиеся всех обратить в свою веру, и последователи Великого Червя, который и прорыл все ходы в земле. На кольцевой же станции расположилась Ганза – торговцы, сосредоточившие в своих руках большую часть вооружений и местной валюты – патронов к автоматам и пистолетам.
На поверхности еще страшнее. Десятилетия радиации породили таких мутантов, что туда поднимаются только героические сталкеры.

Вот такой безрадостный мир, живущий в смраде и грязи, питающийся свиньями и шампиньонами, но с мечтой, когда-нибудь подняться на поверхность.

читать дальше

@темы: Глуховский, метро 2033, Литература, О книгах и фильмах

Комментарии
30.11.2008 в 14:22

Приятно было погостить у Вас в дневнике
30.11.2008 в 16:57

Гость

Заходите еще. :)
03.12.2008 в 01:54

От Глуховского

Итак. Основные тезисы: книга другая. Повторяться нет смысла. Пробую брать новые высоты - драматургические, языковые. Жертвую описаниями. Что касается мотиваций - они разворачиваются в обратном порядке, так что подождите. Что касается философии и притчевости - это тоже впереди.
03.12.2008 в 17:42

Гость

Дмитрий, день добрый!

Кратко повторю свои основные тезисы.
На мой взгляд, «Метро 2033» существенно выигрывает по сравнению со второй частью из-за присутствия архитипической «гиперцели», которая и придает осмысленность совершаемым действиям, а также благодаря детально прописанным переживаниям главного героя.
С какого-то момента исчезает «закадровый перевод» и происходит полное погружение в описываемый мир. Работая для себя, без оглядки на читателя, вы действительно прожили несколько лет в постъядерном метро, что невольно порождает эффект доверия к тексту.
«Читать самого себя – вот чего хочет читатель», - писал Жан Кокто. И большинство действительно соотносят текст с собой, находя, что в предложенных ситуациях они, скорее всего, поступили бы так же. А введение в сюжет хорошо знакомых советских и постсоветских реалий только усиливает эффект присутствия.
Все это в совокупности создало предпосылки эпичности книги и ее популярности.

Отказавшись во второй части от философских размышлений и детальных описаний, вы попадаете в уже упомянутую «ловушку Звягинцева». И «Метро 2034» становится не новой высотой, а явным шагом назад, превращаясь в набор слабо мотивированных поступков и действий.
Вы можете сослаться на «Сумерки», где также смысл происходящего проясняется ближе к концу романа. Но там присутствует мощный культурологический бэкграунд заложенный школьной программой и, к примеру, тем же фильмом Мэла Гибсона «Апокалипто». Т.е. читатель соотносит описываемое с «внешним» мифом и именно он служит его путеводной звездой.
В «Метро 2034» такой миф отсутствует. Первоначальный вариант уже исчерпан первой книгой, а новый не создан.
И в общем-то, выбор не так уж и велик. Если вспомнить Борхеса с его «Четырьмя циклами» историй всего четыре: об укрепленном городе, который штурмуют и обороняют герои; о возвращении; о поиске и о самоубийстве бога. Один вариант вы уже использовали. :)

На мой взгляд, вам сейчас необходимо найти «новый миф». Поставить новую «гиперцель», которая будет подспудно подпитывать сюжет и придавать ему осмысленность, начиная с первых глав.
В принципе, если будет желание, я готов помочь вам в этих поисках. но лучше это делать не в открытом дневнике.

Пока же выкладываемые главы, на мой взгляд, можно рассматривать как «рыбу», которую еще предстоит 3-4 раза переписать, наращивая «мясо» и на порядок усложняя сюжет, вводя дополнительные уровни смыслов. Вы же на собственном опыте убедились, что серьезная проза пишется минимум 2-3 года.

Расширенная форма

Редактировать

Подписаться на новые комментарии
Получать уведомления о новых комментариях на E-mail