Продолжение. Начало – здесь и здесь.

Ницше не призывает к агрессии и разрушению. Он не призывает к убийству врага. Его позиция – нельзя позволить врагу убить вас, разорить ваш дом, унизить ваше достоинство. А для этого лук и стрелы всегда должны быть готовы к бою. Получается этакий путь самурая в массовом масштабе.

Осознавая то или нет, Ницше затронул один из фундаментальных вопросов человеческой эволюции.
Существует несколько векторов развития человечества – удаление от естества природы; рост технологической мощи, демографический, интеллектуальный, организационной сложности. Но есть еще одна не столь очевидная закономерность – это регулярные антропогенные (вызванные деятельностью человека) кризисы и закон технико-гуманитарного баланса. Последний гласит: чем мощнее технологии, тем более качественные средства сдерживания необходимы для сохранения социальной системы.

Все развитие человечества идет по одному сценарию – изобретение нового орудия массового убийства, демонстрация его мощи, и, когда количество трупов превышает некий психологический рубеж, выработка сдерживающих механизмов агрессии, обычно за счет усложнения структуры социума.

Наглядный пример - кризис «осевого времени». (Термин введен К.Ясперсом для обозначения эпохи мировой истории, начатую появлением «человека такого типа, какой сохранился и по сей день»).

За несколько веков, охватывающих середину I тысячелетия до н.э., передовые цивилизации, развившиеся в удаленных друг от друга регионах и по видимости слабо между собой связанные, испытали влияние новых идей, глубоко преобразивших облик культуры. Человечество пришло к понятиям морали и совести, появилось то, что мы теперь называем личностью, ответственностью, нравственным выбором и т.д. Представитель культуры, прошедшей уроки Заратуштры, иудейских пророков, Будды, Конфуция, Сократа, уже живет в пространстве реальных ценностных альтернатив, а потому лично ответствен и нравственно подсуден...
Сравним.
Это до:
"Воинов города Харимме, коварного супостата, оружием я побил, никого не оставил, трупы их на кольях я развесил, вокруг города велел поставить ... Вражеское войско стрелами и дротиками я преуменьшил и все тела их пронзил, словно решето... Словно жертвенным баранам, перерезал я им горло, дорогие [им] жизни их я обрезал, как нить... Колеса моей боевой колесницы, ниспровергающей скверного и злого, разбрызгивали кровь и нечистоты. Трупами бойцов их, словно травой, наполнил я землю. Я отрезал им бороды и тем обесчестил, я отрубил им руки, словно зрелые плоды огурцов... Для преследования их я направил за ними свои колесницы и конницу. Беглецов их, которые ради жизни ушли, там, где настигали, сражали оружием...".
Это после (описание похода императора Ашоки, принявшего буддизм):
"Такая скорбь охватила Угодного Богам оттого, что покорил он жителей Калинги. "Ведь покорить [никому] не подчиненную [землю] — это убийство, смерь или угон людей" — вот мысль, которая сильно печалит Угодного Богам. ...И сколько бы людей в то время, когда были покорены калингяне, ни было убито или умерло, или уведено оттуда,— даже сотая часть этого числа, даже тысячная часть тяготит теперь Угодного Богам. И если кто причинит вред, Угодный Богам считает, что надо прощать, насколько простить возможно..."

В XIV-XII веках до н.э. всю область цивилизованных стран охватил тяжелый аграрный и демографический кризис, перекинувшийся также на обширные пространства Азии и Европы, где еще не сложились государства. Население продолжало расти, а все земли, годные для возделывания при наличной (бронзовой) технологии, были уже освоены. В XII—XI веках до н.э. на Переднем Востоке, в Закавказье, в Восточном Средиземноморье стало распространяться массовое и дешевое производство железа, что решающим образом повысило качество боевого оружия (и лишь затем орудий труда). При обострившейся конкуренции за территории значительно более кровопролитными стали войны. Профессиональные армии с тяжелым и дорогостоящим бронзовым оружием уступили место своего рода массовым народным ополчениям, поскольку надежное и дешевое железо позволило вооружить все мужское население.
Новым условиям уже не удовлетворяли нормы и ценности, сложившиеся в прежнем историческом опыте. Ибо люди получили в свои руки слишком мощные средства разрушения — на сей раз прежде всего разрушения социальной среды,— что опять-таки обернулось угрозой для существования общества. …Ценностный переворот осевого времени создал основу для более эффективных механизмов сдерживания агрессии.
(Назаретян А.П. «Агрессия, мораль и кризисы мировой культуры»).

***
читать дальше

@темы: Ницше, Так говорил Заратустра, Книги