Продолжение. Начало – здесь.
И вроде бы ничего не должно было помешать прекрасно складывающейся профессорской карьере. Но Ницше неожиданно оставляет кафедру Базельского университета и становится одиноким затворником. Из под его пера одна за другой появляются мизерными тиражами, практически никем не читаемые книги. «Человеческое, слишком человеческое» за год было продано 120 экземпляров, «Так говорил Заратустра» - меньше сотни за два года. Примерно столько же продали и «По ту сторону добра и зла».
Потом был приступ, падение посреди улицы и последовавшие 19 открыток за 4 дня знакомым и известнейшим людям того времени примерно вот такого содержания. «Турин, 3 января 1889 года. – Фрейлейн фон Салис. Мир просветвлен, ибо Бог на земле. Разве Вы не видите, как ликуют небеса? Я только что вступил во владение своим царством, заточил в темницу папу и велел расстрелять Вильгельма, Бисмарка и Штёкера. Подпись: Распятый». «Паулю Дёйссену в Берлин. Турин 4 января 1889 года. – После того, как безоговорочно выяснилось, что я самолично сотворил мир, в мировом плане предусмотренным оказывается и друг Пауль; ему надлежит, вместе с господином Катюлем Мендесом, быть одним из моих великих сатиров и праздничных зверей. Подпись: Дионис».
Последним приютом Ницше на оставшиеся ему 11 лет жизни оказался базельский сумасшедший дом.
Что же двигало этим человеком? Что заставило уйти из уютного, предсказуемого профессорского мирка буквально в никуда? Что заставило более 10 лет творить без всякой надежды быть услышанным, поставив перед собой немыслимую задачу – разрушить все моральные и общественные устои и на их обломках сотворить новую нравственность. Нравственность Сверхчеловека.
Тщеславие? Несомненно и оно. Иначе он не носился бы столь долго с совсем уж нереальным проектом одновременного перевода своих книг на 7 языков и издания 7-миллионным тиражом. Не испытывал бы почти детскую радость от известия о курсе Георга Брандеса в Копенгагенском университете «О немецком философе Фридрихе Ницше».
Но одного тщеславия мало для объяснения столь самоотверженного многолетнего труда.
Скорее всего, это было ощущение Пути.
Но что такое Путь? читать дальше
И вроде бы ничего не должно было помешать прекрасно складывающейся профессорской карьере. Но Ницше неожиданно оставляет кафедру Базельского университета и становится одиноким затворником. Из под его пера одна за другой появляются мизерными тиражами, практически никем не читаемые книги. «Человеческое, слишком человеческое» за год было продано 120 экземпляров, «Так говорил Заратустра» - меньше сотни за два года. Примерно столько же продали и «По ту сторону добра и зла».
Потом был приступ, падение посреди улицы и последовавшие 19 открыток за 4 дня знакомым и известнейшим людям того времени примерно вот такого содержания. «Турин, 3 января 1889 года. – Фрейлейн фон Салис. Мир просветвлен, ибо Бог на земле. Разве Вы не видите, как ликуют небеса? Я только что вступил во владение своим царством, заточил в темницу папу и велел расстрелять Вильгельма, Бисмарка и Штёкера. Подпись: Распятый». «Паулю Дёйссену в Берлин. Турин 4 января 1889 года. – После того, как безоговорочно выяснилось, что я самолично сотворил мир, в мировом плане предусмотренным оказывается и друг Пауль; ему надлежит, вместе с господином Катюлем Мендесом, быть одним из моих великих сатиров и праздничных зверей. Подпись: Дионис».
Последним приютом Ницше на оставшиеся ему 11 лет жизни оказался базельский сумасшедший дом.
Что же двигало этим человеком? Что заставило уйти из уютного, предсказуемого профессорского мирка буквально в никуда? Что заставило более 10 лет творить без всякой надежды быть услышанным, поставив перед собой немыслимую задачу – разрушить все моральные и общественные устои и на их обломках сотворить новую нравственность. Нравственность Сверхчеловека.
Тщеславие? Несомненно и оно. Иначе он не носился бы столь долго с совсем уж нереальным проектом одновременного перевода своих книг на 7 языков и издания 7-миллионным тиражом. Не испытывал бы почти детскую радость от известия о курсе Георга Брандеса в Копенгагенском университете «О немецком философе Фридрихе Ницше».
Но одного тщеславия мало для объяснения столь самоотверженного многолетнего труда.
Скорее всего, это было ощущение Пути.
Но что такое Путь? читать дальше