Трудно смириться с мыслью, что вся человеческая цивилизация появилась благодаря горстке сумасшедших кроманьонцев, которые почему-то стали бояться мертвецов и считать, что они могут получить вполне материальное воплощение и отомстить за свою смерть. Последствием этой фобии, с одной стороны, стала забота о своих немощных соплеменниках, подтверждением чему является не так давно найденный доисторический череп. Дефект челюсти и отсутствие зубов явно показывало, что самостоятельно он не мог пережевывать пищу, а, следовательно, кто-то для него это делал.
С другой стороны, в непрерывно продолжающихся стычках с другими племенами, победители стали брать побежденных в плен и обращать в рабов, а не уничтожать на месте, как это было принято до того.
Все это и заложило основы современной нам цивилизации.
Человечество развивалось, племенной строй сменился рабовладельческим, ему на смену пришел феодальный, затем капиталистический и посткапиталистический, но фобии по прежнему продолжали играть главенствующую роль. На чем основано большинство религий? На этих самых фобиях. На страхе перед загробным воздаянием, вечными муками и прочими прелестями подземной жизни. Главное, никто этого не видел и не возвращался оттуда, но все продолжают бояться.
Интересно, фобии – это врожденный дефект человеческой психики, передающийся нам с подсознанием от далеких предков, или все-таки элемент социумной жизни, впитываемый при воспитании? Я склоняюсь к мысли, что и то, и другое. Если б это было одно подсознание, то мы продолжали бы испытывать только древние страхи. Список же современных фобий занимает не одну страницу.
Яркий пример – метрофобия. По данным социологических опросов, 63% пассажиров метрополитена не чувствуют себя там в безопасности, и лишь 5%, спускаясь в подземку, уверены, что ничем не рискуют. Боятся всего. Эскалатора, на котором кажется, что земля уходит из-под ног, вылетающего из тоннеля с чудовищным грохотом поезда, чувства, что ты заживо погребен.
Выдержки из интервью социологов:
«Если вагон останавливается в тоннеле, я не могу не думать об огромных крысах-мутантах, которые якобы живут в метро. Мне кажется, что если дверь откроется, то крысы сразу окажутся в вагоне».
«Я боюсь стоять на краю платформы в метро, боюсь поскользнуться и упасть под поезд. Боюсь, что меня кто-то столкнет, всегда ищу потенциального маньяка среди рядом стоящих».
Главный способ борьбы с метрофобиями, говорят психологи – «разрывать» цепочки негативных ассоциаций. Но меня все не покидает мысль, а вдруг эта фобия породит новый шаг в развитии человечества.
С другой стороны, в непрерывно продолжающихся стычках с другими племенами, победители стали брать побежденных в плен и обращать в рабов, а не уничтожать на месте, как это было принято до того.
Все это и заложило основы современной нам цивилизации.
Человечество развивалось, племенной строй сменился рабовладельческим, ему на смену пришел феодальный, затем капиталистический и посткапиталистический, но фобии по прежнему продолжали играть главенствующую роль. На чем основано большинство религий? На этих самых фобиях. На страхе перед загробным воздаянием, вечными муками и прочими прелестями подземной жизни. Главное, никто этого не видел и не возвращался оттуда, но все продолжают бояться.
Интересно, фобии – это врожденный дефект человеческой психики, передающийся нам с подсознанием от далеких предков, или все-таки элемент социумной жизни, впитываемый при воспитании? Я склоняюсь к мысли, что и то, и другое. Если б это было одно подсознание, то мы продолжали бы испытывать только древние страхи. Список же современных фобий занимает не одну страницу.
Яркий пример – метрофобия. По данным социологических опросов, 63% пассажиров метрополитена не чувствуют себя там в безопасности, и лишь 5%, спускаясь в подземку, уверены, что ничем не рискуют. Боятся всего. Эскалатора, на котором кажется, что земля уходит из-под ног, вылетающего из тоннеля с чудовищным грохотом поезда, чувства, что ты заживо погребен.
Выдержки из интервью социологов:
«Если вагон останавливается в тоннеле, я не могу не думать об огромных крысах-мутантах, которые якобы живут в метро. Мне кажется, что если дверь откроется, то крысы сразу окажутся в вагоне».
«Я боюсь стоять на краю платформы в метро, боюсь поскользнуться и упасть под поезд. Боюсь, что меня кто-то столкнет, всегда ищу потенциального маньяка среди рядом стоящих».
Главный способ борьбы с метрофобиями, говорят психологи – «разрывать» цепочки негативных ассоциаций. Но меня все не покидает мысль, а вдруг эта фобия породит новый шаг в развитии человечества.

Есть такая штука - мифологическое мышление.
Есть такая штука - мифологическое мышление.
Так оно тоже когда-то появилось впервые и явно благодаря горстке других сумасшедших.
Так оно тоже когда-то появилось впервые
Нет, оно появилось и развивалось конвергентно.) Благодаря массе большинства.
Нет, оно появилось и развивалось конвергентно.) Благодаря массе большинства.
А в переводе на русский?
одновременно мифологические воззрения у всех возникали
Т.е. вы, насколько можно понять, придерживаетесь позиции аналитической психологии, которая вслед за своим учителем - К.Г.Юнгом, утверждает, что наше бессознательное населено множеством архетипов (или иными словами поведенческих инстинктов), которые только и ждут удобного случая, чтобы проявиться в мифологии, снах и т.д.
И причем проявиться массово.
Но тем не менее существует достаточно убедительная теория, что принципы нашей современной цивилизации заложил именно страх перед мертвецами, в результате которого появилась забота о немощных, взятие в плен противника и погребение мертвых. Но самое главное - он служил сдерживающим фактором агресии внутри племени, и племена, у которых его не было, попросту перебили друг друга.
Т.е. вы, насколько можно понять, придерживаетесь позиции аналитической психологии
Отнюдь. Я не психолог, я скромный фольклорист. И придерживаться каких-либо психологических теорий не советую вообще - потому что психология (на сегодняшний момент) такая же "наука", как и философия. То есть никакая.
Но тем не менее существует достаточно убедительная теория, что принципы нашей современной цивилизации заложил именно страх перед мертвецами
Как скромный фольклорист, позволю себе сказать, что это чушь.=) Еще одна психологическая теория?
Специально для скромного фольклориста - здесь.
Весь в ожидании новой нефальсифицируемой теории.
Зря вы так. Назаретян - один из немногих, кто пытается ответить на вопрос - почему именно так, а не иначе?
Все остальные просто описывают - как это происходило.
Вы пропустили слово - один из немногих дилетантов, кто пытается ответить. В этом-то вся проблема и состоит.
Вы пропустили слово - один из немногих дилетантов
А вот с этим категорически не могу согласиться. Во-первых, это академик. А, во-вторых, его теория технико-гуманитарного уже давно признана во всем мире.
Сейчас в издательстве URSS продается его книга "Антропология насилия и культура самоорганизации".
Настоятельно рекомендую прочитать.
А вот с этим категорически не могу согласиться. Во-первых, это академик.
И это автоматически делает его профессионалом во всех областях?=) Что же касается мирового признания и хороших книжек - Фоменко тоже математику в МГУ преподает, и ничего. Если ты хороший философ, это никак не делает тебя хорошим антропологом или мифологом. Ну никак. Увы, дилетантизм академиков-профессоров в науке - дело распространенное. Из вопиющих примеров можно вспомнить того же А.Б. Рыбакова.
Так что если уж вы заинтересовались культом предков, рекомендую вам читать все же Проппа, Торчинова, Топорова и пр. А не Назаретяна.