Интересный вопрос – какую роль играет литература в обществе?
На мой взгляд, весьма важную.
Во-первых, она поставляет образы для «коллективного бессознательного». И человек и общество в целом только частично мыслят рационально. Вторая часть мышления протекает на основе стереотипов и образов.
Если до 20 века монополия на создание образов была за печатными текстами, оставлявшими небольшие ниши театру и другим культурным действам, то после того, как на зрителей с экрана обрушился прибывающий поезд, все больше и больше литературу стал теснить кинематограф. Воспринимать зрительные образы в кино не в пример легче, чем создавать их в своей голове, но если посмотреть на процесс с принципиальной точки зрения, то мы все равно упремся в исходный печатный текст.
Во-вторых, литература – это часть моральной системы общества. Достаточно большое количество действий человека требует моральной оценки или хотя бы знания последствий. Частично на себя эту функцию берут вместе с религией и художественные тексты.
В результате, стремительному обогащению в виде убийства процентщицы топором противопоставляются последующие мучительные страдания, раскаяние и каторга, что, по идее, и должно служить сдерживающим фактором.
Хотя мы до сих пор пользуемся моральными установками сформированными несколько тысяч лет назад, все равно каждый век требует «новой упаковки» вечных истин. Но если посмотреть на школьный курс литературы, то его львиную долю будет составлять «классика». Мало того, что она основана на совершенно другом мировосприятии, она еще совершенно по другому «упаковывает» те самые истины.
Для современного человека с четким разделением визуального (кино) и текстового ряда (книга) читать многостраничные пассажи про природу – непосильная ноша. И на мой взгляд, для современного школьника не существует никакого логического обоснования необходимости словесные описания того, что можно отобразить одной картинкой, фотографией, на крайний случай – видеорядом.
Текст в понимании современного школьника – это носитель информации, идей, а визуальная часть должна быть отдана другим видам культуры.
Еще хуже обстоят дела с моральной оценкой действий главных героев. Как бы учителя не пытались обосновать значимость для современного миропонимания Обломова, Базарова, Онегина и т.д. для большинства – это давно ушедшая натура. И на классических героев ученики смотрят уже с позиции современного им общества.
Очень яркий пример – урок по «Обломову» Дмитрия Быкова. Решив последовать примеру И.Бродского, который даже будучи лауреатом многих премий и известным поэтом продолжал преподавать в колледжах, Дмитрий отправился в обыкновенную школу.
Цитирую его статью «Проспи, художник. Русский лузер как литературный тип».
читать дальше
На мой взгляд, весьма важную.
Во-первых, она поставляет образы для «коллективного бессознательного». И человек и общество в целом только частично мыслят рационально. Вторая часть мышления протекает на основе стереотипов и образов.
Если до 20 века монополия на создание образов была за печатными текстами, оставлявшими небольшие ниши театру и другим культурным действам, то после того, как на зрителей с экрана обрушился прибывающий поезд, все больше и больше литературу стал теснить кинематограф. Воспринимать зрительные образы в кино не в пример легче, чем создавать их в своей голове, но если посмотреть на процесс с принципиальной точки зрения, то мы все равно упремся в исходный печатный текст.
Во-вторых, литература – это часть моральной системы общества. Достаточно большое количество действий человека требует моральной оценки или хотя бы знания последствий. Частично на себя эту функцию берут вместе с религией и художественные тексты.
В результате, стремительному обогащению в виде убийства процентщицы топором противопоставляются последующие мучительные страдания, раскаяние и каторга, что, по идее, и должно служить сдерживающим фактором.
Хотя мы до сих пор пользуемся моральными установками сформированными несколько тысяч лет назад, все равно каждый век требует «новой упаковки» вечных истин. Но если посмотреть на школьный курс литературы, то его львиную долю будет составлять «классика». Мало того, что она основана на совершенно другом мировосприятии, она еще совершенно по другому «упаковывает» те самые истины.
Для современного человека с четким разделением визуального (кино) и текстового ряда (книга) читать многостраничные пассажи про природу – непосильная ноша. И на мой взгляд, для современного школьника не существует никакого логического обоснования необходимости словесные описания того, что можно отобразить одной картинкой, фотографией, на крайний случай – видеорядом.
Текст в понимании современного школьника – это носитель информации, идей, а визуальная часть должна быть отдана другим видам культуры.
Еще хуже обстоят дела с моральной оценкой действий главных героев. Как бы учителя не пытались обосновать значимость для современного миропонимания Обломова, Базарова, Онегина и т.д. для большинства – это давно ушедшая натура. И на классических героев ученики смотрят уже с позиции современного им общества.
Очень яркий пример – урок по «Обломову» Дмитрия Быкова. Решив последовать примеру И.Бродского, который даже будучи лауреатом многих премий и известным поэтом продолжал преподавать в колледжах, Дмитрий отправился в обыкновенную школу.
Цитирую его статью «Проспи, художник. Русский лузер как литературный тип».
читать дальше