«Говорить "это морально, а это нет" понятийно некорректно: морально с точки зрения какой личности, какого социума? Кроме того, сама по себе мораль - это вечно опаздывающая категория. Она консервирует те отношения, которые уже сложились, и в момент формирования уже не отражает реальность. Мораль и создание нового - это антагонизмы. Все новое аморально, оно приходит на смену старому только в виде конфликта, шока и провокации. Во времена Коко Шанель носить брюки было пощечиной общественной морали.»
«У человека должен быть свой внутренний моральный кодекс, прививаемый семьей, соответствующими общественными институтами, системой социальных приоритетов государства.»


Не могу полностью согласиться с Самвелом. Новое не затрагивает мораль, пока не претендует на вопросы ею регулируемые.
Мораль – есть некий свод этических норм, определяющих жизнь и поведение людей внутри конкретного социума. Соглашусь, что не бывает универсальной морали. То что считается аморальным в Европе (браки с 14 лет) на востоке – норма жизни.
Человек дуалистичен по природе своей. И только инстинкт самосохранения в виде физического или социумного существования заставляет его придерживаться определенных правил. Человек до сих пор не вырос из римской модели мироустройства: есть проблема – создай правило. Он не доверяет собственному суждению. Мы создаем правила во всех сферах жизни – законы, нормы морали, религии, обязательно дополняя их мерами побуждения к выполнению – наказанием, осуждением, отлучением. Правило в координатах человеческого миропонимания бессмысленно, если нет наказания.
Размышления Самвела относительно морали были вызваны реакцией определенных лиц на рекламный ролик «Миланские каникулы», в котором две подруги после шопинга занимаются любовью.
В настоящий момент в России отсутствует государственный моральный кодекс типа Морального кодекса строителя коммунизма. В результате каждый создает этот кодекс для себя, чаще всего опираясь на христианские нормы морали.
При этом следует различать мораль и нравственность. Нравственные законы более глубинны по сравнению с моральными. Они позволяют сохраняться человечеству как виду. Не убий, плодитесь и размножайтесь – нравственные нормы универсальные для любого социума. В этом отношении лесбо и гомо-любовь безнравственны, хотя и могут оправдываться моралью. Возможно, с развитием клонирования и выведением деторождения из женского функционала человечество снимет нравственный запрет и на эти виды любви. [Смотри Мишель Уэльбек «Элементарные частицы»].

@темы: Аветесян, маркетинг