Не хотел я писать о «Царе». Слишком противоречивые чувства вызывает у меня этот фильм. Но показ его по Первому каналу на всю Россию да еще в Рождество, да еще в прайм-тайм создал прецедент, который уже нельзя игнорировать.
В свое время первый показ «Острова» имел рейтинг выше новогоднего обращения Президента. Думаю и у «Царя» он был не меньше. И, наверное, каждый увидел в этом фильме что-то свое. Православные – всеславицу Филарету, державники – поклеп на опричнину, историки – искажение «достоверных» фактов. Но я попробую абстрагироваться от частностей и посмотреть на фильм как бы со стороны.
***
Впервые о «Царе», который тогда еще назывался «Царь Иван», я узнал в 2007 году из лекции Александра Аузана «Национальные ценности и конституционный строй». Отталкиваясь от формулировки Ренана: «Нация – это определенный набор ценностей и связанная с этим общая гордость за историческое прошлое (или как он уточнил в другом месте: совместное заблуждение по поводу славного исторического прошлого)», через теорию ограниченной рациональности Аузан пришел к выводу, что национальный диалог о ценностях идет через образы. И когда мы обсуждаем фильм «Царь», который, как и «Остров» стал фактом общественного, коллективного сознания, мы на самом деле говорим об этих национальных ценностях.
Недаром раньше во всех советских кинотеатрах над экраном висела цитата из Ленина, что кино является наиважнейшим из всех видов искусств. Ввиду относительной легкости восприятия, оно давно стало основным поставщиком образов для общественного диалога.
И более чем наглядно озвученный выше тезис иллюстрирует разброс в мнениях, присутствующий в рецензиях на фильм.
***
«Это грандиозная вещь, которая останется на века».

«Главный русский фильм года определился не по художественным достоинствам (местами не бесспорным), а по громкости дискуссии вокруг себя…
Меж тем очевидно, что хоругвеносец Лунгин базировал свое видение не на исторических фактах, а на историографической традиции (Карамзин, Костомаров), русской литературе (Толстой, Лермонтов), народных представлениях о царе-душегубе и, что самое главное, на литургических преданиях РПЦ, где Иван IV поминается как «новый Ирод»… Итогом стала условная притча, к коему жанру в той или иной степени относятся все лучшие отечественные фильмы последних лет.
Что до художественных достоинств, восхищает в первую очередь тот факт, что «Царь» начисто лишен ярмарочной потешности и рашен-деревяшен-показухи, которыми грешат многие наши картины о нафталиновых временах… «Царь» этой хохломы счастливо избежал, в чем безусловна заслуга не только Лунгина, но и художника Сергея Иванова, оператора Тома Стерна с его «мягкой камерой» и, конечно, Мамонова с Янковским».

(Из рецензии в газете «Взгляд»)

Из статьи Дмитрия Шмарина на сайте «Слон».

читать дальше

@темы: Царь, Лунгин, Кино, О книгах и фильмах

Комментарии
08.01.2010 в 20:53

Эстет хренов
Лунгин базировал свое видение...на... народных представлениях о царе-душегубе и, что самое главное, на литургических преданиях РПЦ
Вот отсюда и чудеса в виде опавших цепей митрополита, иконки, сносящей мост, и громыхающего по заказу грома.
Народ русский верит в чудо. Всегда. И 500 лет назад и сейчас.

Zatv, спасибо за умную и обстоятельную статью! Пишите, Ваши мысли нам интересны.:hlop:
08.01.2010 в 20:56

Anchor

на литургических преданиях РПЦ

Два, я как-то этого не учел. :(

Расширенная форма

Редактировать

Подписаться на новые комментарии