Прочитал совершенно потрясающую статью Александра Минкина «Нежная душа» о Лопахине Ермолае Алексеевиче, Раневской Любови Андреевне, Ане – дочери Раневкой, Варе – приемной дочери Раневской и прочих персонажах «Вишневого сада».
Помнится в школе я как-то написал сочинение, что главный герой «Преступления и наказания» - ни Родион Раскольников, ни даже Порфирий Петрович, а Свидригайлов.
Минкин пытается доказать, что Лопахин и есть главный герой пьесы. Трудно в это поверить, после стольких лет внушения, что именно он-то и есть главное зло, вырубившее так милый сердцу «трудящихся» вишневый сад.
А вместе с тем сад этот давно не плодоносит, да и то, что вырастает, уже много лет никому не нужно.
В пьесе есть несколько, на первый взгляд, несоответствий и умолчаний, которые пытается объяснить Минкин.
Начнем с площади сада – путем несложных расчетов она получается 1100 гектаров, не считая лесных угодий. Раневская просрочила закладные и имение продадут за долги. Лопахин предлагает нарезать землю под дачные участки и получать аж по 25 тыс. в год. Предлагает на протяжении всей пьесы, но безуспешно.
И совсем не важно, кто прав в этой ситуации. Раневская с Гаевым или он.
Он любит Раневскую, до последнего надеясь на взаимность, и фактически спасает ее и ее семью от нищеты. Спасает достаточно деликатно.
Минкин объяснил одну деталь пьесы, которую опустили все режиссеры ее ставившие. Почему Аня, дочь Раневской, пилившая мать за каждый рубль отданный лакею, так спокойно относится к тому, что мать забирает присланные ей бабушкой 15 тыс. на покупку имения, что бы прожить их в Париже с любовником, оставляя ее, Варю, дядю без денег.
Ответ довольно-таки прост – Лопахин перекупил имение у Дериганова, заплатив сверх закладных 90 тыс., которые идут владельцам. Что бы понять уровень суммы переведем ее в современные доллары. Получается около 3 миллионов.
Он рассказывает все это Раневской и понимает, что никто за исключением презиравшего его из нигилистских побуждений студента Трофимова не оценивает этого! Он купил имение, но не взаимность Раневкой, обманувшись брошенной ей фразой: «Пощадите меня. Ведь я родилась здесь, здесь жили мои отец и мать, мой дед. Я люблю этот дом, без вишневого сада я не понимаю своей жизни, и если уж так нужно продавать, то продайте и меня вместе с садом...» В середине его страстного монолога, вдруг проскакивает совершенно неуместная фраза – «Ну, да все равно» и далее – «Эй музыканты, играйте, я желаю слушать! Приходите посмотреть, как Ермолай Лопахин хватит топором по вишневому саду, как упадут деревья!»
Антон Павлович писал Лопахина с себя и под себя. Он настаивал, чтобы его играл сам Станиславский, но тот отказался.
Чехов писал жене – «Роль Лопахина центральная. Если она не удастся, то, значит, и вся пьеса провалится.» И Станиславскому – «Когда я писал Лопахина, то думалось мне, что это Ваша роль. Лопахин, правда, купец, но порядочный человек во всех смыслах, держаться он должен вполне благопристойно, интеллигентно, не мелко, без фокусов. Это роль центральная в пьесе, вышла бы у вас блестяще.»

Конец еще одного старого мифа.

@темы: Рецензии, Литература

Комментарии
30.01.2008 в 19:55

Дама, существующая исключительно в воображении генерала Чарноты
Шикарно! Мне Лопахин очень понравился, хотя порою речи его очень обижали чувство прошлого.
А нам вот говорили, что Вишневый сад - это чистая выдумка, что в природе не может быть никаких вишневых садов. это действительно так? ежели да, то образ несуществующего сада вообще становится пророчеством.

Расширенная форма

Редактировать

Подписаться на новые комментарии
Получать уведомления о новых комментариях на E-mail